Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению книги В ПАРТИЗАНСКИХ КРАЯХ И ЗОНАХ


Глава II.
БОРЬБА КОЛХОЗНИКОВ ПРОТИВ РАЗГРАБЛЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ГИТЛЕРОВЦАМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДЕРЕВНЕ


4. УКРЫТИЕ ОТ ОККУПАНТОВ СОБСТВЕННОСТИ МТС И СОВХОЗОВ

История борьбы советского населения в тылу немецко- фашистских оккупантов показывает, что крестьяне отнюдь не замыкались в рамках своих личных интересов и даже в рамках интересов своей сельскохозяйственной артели, своей деревни. Крестьянство было могучей силой всенародного сопротивления гитлеровским захватчикам как на фронтах Великой Отечественной войны, так и во вражеском тылу. Это проявлялось, в частности, в борьбе против грабежа и уничтожения всенародной социалистической собственности. Крестьяне боролись не только за сохранение собственности своих колхозов, но и вместе с рабочими принимали все меры, чтобы уберечь от врага имущество машинно-тракторных станций, совхозов и других государственных предприятий в сельской местности.

Надо сказать, что оккупанты с особой активностью сразу набрасывались на государственное имущество и грабили его с исключительной наглостью. В буржуазном понимании это было имущество казенное, и фашисты, между прочим, надеялись, что со стороны народа такой грабеж не вызовет особого протеста. Но они глубоко ошибались. Наши люди - активные строители социализма - рассматривали государственную собственность как свое общенародное достояние и прилагали все силы, чтобы не допустить ее разграбления и уничтожения врагом.

Массовый характер в период немецко-фашистской оккупации приобрела борьба за сохранение техники машинно-тракторных станций.

Немецкие захватчики хотели стереть с лица земли даже воспоминание о социализме. Иначе думали советские люди. Укрывая от врага технику МТС, крестьяне хорошо знали, что скоро она будет необходима, что без техники невозможно восстановить хозяйство сельхозартелей. В первые дни после освобождения председатель одного из колхозов Фатежского района Курской области рассказывал: "Недостаточно у нас тягловой силы, чтобы обрабатывать землю, но мы не падаем духом, ищем выход... Когда пришли немцы, наши колхозники два трактора разобрали и части спрятали, а теперь мы собираем их, поможем МТС отре- монтировать машины. Это будет нам большая подмога".

В Доманевской МТС Одесской области под руководством местной подпольной парторганизации удалось вывести из строя и спрятать 4 трактора, которые были предназначены оккупантами для отправки в Румынию. Подобные явления на Украине были широко распространены. Недаром там удалось сохранить от уничтожения и разграбления гитлеровцами десятки тысяч тракторов.

Нередко колхозникам и механизаторам удавалось на протяжении всего периода фашистской оккупации уберечь от гитлеровцев совершенно исправные тракторы.

Механизаторы Пуховичской МТС Минской области Антон Меркуль и Александр Жавнерчик июльской ночью 1941 г., прячась от оккупантов, угнали в лес свой трактор. Вырыли яму и осторожно, по наклонной плоскости спустили в нее машину. Сверху уложили в несколько рядов бревенчатый настил и засыпали землей. Место укрытия друзья тщательно замаскировали. Вскоре трактористы ушли в партизанский отряд. Три года простоял трактор в земле. А в 1944 г. после изгнания оккупантов раскопали трактористы свою машину. Сменив отстойник, залив в бак горючего и в радиатор воды, Меркуль и Жавнерчик завели машину, выехали из разрытой пошире ямы и радостные прибыли в МТС на своем тракторе.

Патриотический подвиг совершил тракторист Систренского сельсовета Видзовского района Вилейской области Антон Дубако. Он в начале войны спрятал от гитлеровцев трактор, культиватор, плуги и заправочный инвентарь. Все это хранил он в сарае под старой соломой и в 1944 г. после освобождения сдал в МТС. Тогда этот трактор был единственным, с которым машинно-тракторная станция начала свою работу.

Разумеется, далеко не все укрытые тракторы удалось сохранить в целости и исправности до освобождения советской земли от оккупантов. Многие машины, находившиеся в колхозных постройках или вообще в населенных пунктах, пришли в негодность во время пожаров, которыми отмечали свой путь фашисты.

Значительно больше сохранилось тракторов в тех случаях, когда колхозники их разбирали, а детали надежно прятали или разбрасывали отдельные части по полям, лесам и оврагам. Разукомплектование техники МТС как форма борьбы получило очень широкое распространение в сельских местностях, оккупированных фашистами. С особой тщательностью укрывались советскими патриотами карбюраторы, магнето, поршни, поршневые кольца. Этими действиями механизаторы и колхозники добивались двойного результата: с одной стороны, они выводили из строя машины и не давали возможности оккупантам использовать их, с другой - сохраняли технику для Родины.

Нужно ли доказывать, что тракторное магнето или карбюратор хранились советским человеком не из-за личной выгоды, наживы, обогащения, а лишь из глубоких патриотических побуждений. Показательно, что в зоне действия некоторых МТС были сохранены все детали от разукомплектованных тракторов. Так, например, в Медвенском районе после освобождения в начале 1943 г. восточной части Курской области было собрано столько деталей, сколько требовалось, чтобы отремонтировать все тракторы машинно-тракторной станции. Сохраненными населением деталями были полностью укомплектованы 23 трактора Вышне-Деревенской МТС Льговского района Курской области. В Успенском районе Краснодарского края активную борьбу с оккупантами вела большая подпольная организация, возглавлявшаяся членом Коммунистической партии с 1919 г. директором МТС Кузьмой Вла- димировичем Тарасовым. Наряду с другими формами борьбы члены этой организации, вынимали детали из всех тракторов и комбайнов и этим спасли машины от вывоза их гитлеровцами.

Фашистские оккупанты из кожи лезли вон, чтобы отобрать у населения детали тракторов. Летом 1942 г., рассказывает в своих воспоминаниях белорусский журналист Г. М. Щербатов, в одной из деревень Витебщины он видел следующее объявление гитлеровских оккупационных властей, расклеенное на домах и телеграфных столбах: "Немецкое земельное управление доводит до сведения граждан города и района, что за добровольно сданное магнето и разные части трактора выдается сдавшим один литр спирту, а также за различные запасные части и инструменты к тракторам дается сдавшему поллитра спирту, за ветеринарные инструменты выдается пол-литра спирту.

Все указанные предметы сдаются в немецкую земельную управу - город Витебск, Гоголевская улица, № 16".

В Донбассе оккупанты попытались использовать технику Богоявленской МТС. Одну из машин они поручили восстановить трактористу Е. Петровскому. Он возился около трактора несколько недель, то разбирая, то собирая его. Когда гитлеровцы увидели, что из этого ремонта ничего не получается, они пригрозили трактористу высылкой в Германию. Но было уже поздно, приближались советские войска. Теперь Е. Петровский снова взялся за трактор, отремонтировал его и стал пахать черные пары для своей Родины. Оставляя эту территорию, отступающие фашисты хотели увезти с собой исправный трактор. Но Петровский снял магнето, закопал его на огороде, спрятал 4 т горючего и сам скрылся, доведя, таким образом, борьбу за сохранение трактора до полной победы.

Развернулась борьба с фашистскими грабителями вокруг ремонта тракторов в Чернянском районе Курской области. Гитлеровцы приказали директору МТС отремонтировать 60 тракторов, чтобы потом вывезти их в Германию. Однако по указанию коммунистов-подпольщиков советский патриот сорвал ремонт техники. Ни один трактор из района оккупантами не был увезен. Когда гитлеровские войска подходили в 1941 г. к районному центру Комарин Полесской области, старший механик Комаринской МТС Василий Иванович Кононченко снял часть оборудования, тракторные детали и закопал в землю. Что не успел спрятать - уничтожил. Потом сам ушел в партизаны. Фашисты разрушили усадьбу МТС. После освобождения района Василий Иванович совместно с коллективом рабочих и служащих собрал часть деталей и оборудования МТС. Это дало возможность отстроить слесарно-механический цех, собрать и установить токарный, сверлильный, шлифовальный станки и приступить к восстановлению тракторов. В результате сохранения необходимых деталей успешно восстанавливался после освобождения Белоруссии тракторный парк в Тимковичской МТС Копыльского района, в Копыльской МТС и Березковской МТС Бегомльского района Минской области, Довской МТС Журавичского района и Чечерской МТС Гомельской области, Казимировской МТС Могилевской области, Василишковской МТС Гродненской области и других машинно-тракторных станциях.

Весьма своеобразные условия сложились в Россонском районе Витебской области. В лесу за деревней Уклеенка в 1941 г. скопилось свыше 150 тракторов данного района и соседнего Освейского района, которые не удалось эвакуировать через близлежащую станцию Клястицы. Чтобы враг не воспользовался государственным имуществом, механизаторы, покидая тракторы, снимали с них детали, закапывали поблизости в землю или уносили домой. В годы немецко-фашистской оккупации Белоруссии на территории Россонского района образовался мощный партизанский край, гитлеровцы так и не смогли захватить тракторы. В отдельных случаях трактористы осенью 1941 г. восстанавливали некоторые машины, проводили полевые работы в колхозах и опять разбирали тракторы. Несколько машин использовалось для обслуживания партизанских лагерей (в оружейной мастерской, для молотьбы и других нужд).

После освобождения в 1943 г. Красной Армией восточной части Россонского района лесной массив за Уклеенкой стал настоящей базой восстановления соседних МТС. Одни трактористы несли сюда из дому сбереженные части (карбюраторы, магнето, свечи и пр.), другие шли в лес разыскивать детали там, где они были зарыты в 1941 г.

Сохранение в тылу врага такой мощной тракторной базы дало возможность уже зимой 1943/44 г. после освобождения восточной части Россонского района восстановить для трех МТС этого района около 40 тракторов. После освобождения Белоруссии только в Красноармейской МТС, которая находилась ближе всего от Уклеенки, удалось восстановить из парка "лесной базы" 24 трактора. В лес за тракторами приезжали тогда из других районов Витебской области, а также из Невельского района РСФСР. Сохранение советскими патриотами тракторов и тракторных деталей оказало значительное содействие восстановлению МТС в северной части Витебской области.

Нередко рабочим и колхозникам помогали партизаны, и борьба принимала вооруженную форму. Во время изгнания гитлеровцев с Северного Кавказа группа партизан в хуторе Шунтук Краснодарского края вступила в бой с фашистскими грабителями и насильниками. В ходе этой борьбы партизаны уберегли от уничтожения 20 тракторов.

В результате самоотверженной борьбы рабочих и колхозников против разграбления и уничтожения государственной социалистической собственности удалось сохранить ко дню освобождения Белоруссии сотни тракторов, которые после сравнительно небольшого ремонта встали в строй.

Кое-где колхозникам удалось укрыть и сберечь сложные молотилки и другие сельскохозяйственные машины МТС. Так, например, только на территории Заречанского сельсовета Ушачского района Витебской области было зарыто в землю 20 тракторных плугов местной МТС.

При активном участии не только рабочих и служащих, но также колхозников соседних деревень велась борьба и за сохранение от оккупантов имущества совхозов. Вот один из примеров. Фашистские оккупанты разграбили и уничтожили имущество совхоза "Побалово" Рогачевского района Гомельской области. Однако рабочим удалось спасти 9 жилых домов, клуб, ряд мастерских, часть сельскохозяйственного инвентаря. Все это было использовано для скорейшего восстановления хозяйства после изгнания вражеских войск. Некоторую часть имущества удалось сберечь до прихода Красной Армии в ряде других совхозов. В первые дни и месяцы после освобождения рабочие и служащие совхозов собрали уцелевший скот и сельскохозяйственные машины, что способствовало восстановлению хозяйства.

В Белоруссии велась успешная борьба за сохранение торфопредприятий от гитлеровцев, что позволило после освобождения быстро их восстанавливать. На них осталось в исправном или испорченном виде довольно много оборудования. Через полгода после изгнания немецко-фашистских оккупантов из Белоруссии на торфопредприятиях стала работать 21 механическая мастерская. За это же время было восстановлено, построено и сдано в эксплуатацию 12 заводских электростанций, почти закончено восстановление 52 локомобилей, 17 тракторов, 42 торфодобывающие машины. Восстановлено и построено 120 километров узкоколейных путей, 5 паровозов, 14 мотовозов.

В результате мощного партизанского движения почти вне досягаемости фашистских оккупационных властей оказались многие смолокуренные заводы, производившие колесную мазь, деготь, скипидар и другие химические продукты.

Совместная борьба рабочих совхозов, механизаторов МТС, колхозников за сохранение всех форм социалистической собственности показывает сплоченность и единство трудящихся нашей страны в защите социалистических завоеваний, показывает, что в прошлом мелкие собственники - крестьяне, встав на колхозный путь, плечом к плечу с героическим рабочим классом отстаивали в смертельной схватке с врагом свою советскую Родину и ее социалистическую экономику.

<< Предыдущий раздел Вперёд >>