Молодая Гвардия
 


АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:
Текст к разделу "...Все лучшее, что я сделал, - на все это вдохновила меня наша партия"

"Сознанием стоящих перед нами всемирно-исторических задач, опираясь на помощь и руководство нашей любимой Коммунистической партии и ее Центрального Комитета, мы создадим литературу, достойную нашего великого народа и героического времени, в которое мы живем",- такими словами закончил А. Фадеев свое выступление на Втором Всесоюзном съезде советских писателей. Вся его многогранная неутомимая деятельность была направлена на решение этой задачи.

Фадеев был одним из видных организаторов советской литературы в послевоенные годы. В 1946-1953 годах Фадеев - генеральный секретарь Союза писателей СССР, в 1953-1954 годах - председатель правления ССП, после Второго съезда писателей - секретарь правления ССП.

Трудно переоценить ту большую работу, которую проводил Фадеев по сплочению творческих сил многонациональной советской литературы, оказанию помощи молодым, да и не только молодым писателям.

"Если собрать написанные за эти десять лет сотням литераторов письма Фадеева об их книгах и рукописях, полные советов и предложений, блестящих и точных оценок и мельчайших частных замечаний, возникающих только тогда, когда рукопись читают, не жалея труда, времени и внимания,- писал К. Симонов,- то из этих писем, объемом иногда в четверть и половину печатного листа, за десять лет собралась бы большая книга в помощь начинающим и отнюдь не только начинающим литераторам.

Можно собрать в книгу и то, что лежит в ящиках письменных столов у каждого из нас, товарищей Фадеева по его работе в Союзе писателей. Это десятки и десятки записок, часто писанных из больницы, с просьбой узнать, справиться, осведомиться о том, как издается рукопись такого-то или такого-то писателя, почему ее задержали, почему о таком-то забыли вспомнить в годовщину его смерти, когда будет рецензия на такую-то книгу малоизвестного, но хорошего и далеко живущего писателя, и многие другие, разные - и большие и малые - литературные заботы, которые все вместе, если собрать их отраженными в записках и письмах, говорят не только о любви к литературе, но и о количестве повседневно отдаваемого ей времени".

Фадеев помог войти в советскую литературу многим молодым прозаикам, поэтам, драматургам и критикам, и они свято хранят память о своем старшем друге и товарище.

Высок был его творческий и моральный авторитет среди писателей. "С личностью Фадеева для меня всегда было связано представление о первых годах революции, о ее молодости и романтической чистоте, о народной войне за Советскую власть, о ледовом походе против кронштадтских мятежников, в котором участвовал Фадеев как делегат партийного съезда,- писал поэт Александр Яшин.- Когда мы поем: "По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед",- я вижу перед собой юношу Фадеева среди дальневосточных партизан. Фурманов и Чапаев, Фадеев и Лазо неизменно стоят для меня в одном ряду".

"Восстанавливая в памяти дорогой образ Александра Фадеева, прежде всего хочется выделить его гуманизм, добрую зоркость, демократическую сущность его поступков, глубину взглядов на труд товарищей по профессии, особенно на труд неопытных, молодых, идущих в литературу"-отмечает поэт Сергей Васильев. И такие отзывы весьма многочисленны.



* * *



Фадеев был выдающимся борцом за мир. Голос писателя против империалистической агрессии в защиту мира и дружбы между народами звучал в послевоенные годы в городах многих стран земного шара.

В августе 1948 года советские писатели приняли участие в Международном конгрессе деятелей науки и культуры во Вроцлаве (Польша). Фадеев выступил с докладом "Наука и культура в борьбе за мир, прогресс и демократию", в котором призвал интеллигенцию мира вместе с народными массами бороться против зачинщиков "холодной войны", противостоять всем формам реакции. "Необходимо, чтобы голос прогрессивной интеллигенции звучал, как колокол, по всему свету в защиту мира и демократии",- подчеркнул посланец советского народа.

В марте 1949 года Фадеев во главе советской делегации направляется в Нью-Йорк на Конгресс деятелей науки и культуры США в защиту мира. На Конгрессе писатель выступил с яркой речью. Он разоблачал поборников холодной войны, сеющих недоверие между народами, клевещущих на СССР и другие миролюбивые страны. Значительное место в своей речи писатель отвел советско-американским отношениям, заметив, что между народами нашей страны и США "добрые отношения имеют более давние традиции, чем плохие", и подтвердил это конкретными историческими примерами. Фадеев высказался за улучшение этих отношений, за широкий экономический и культурный обмен между обеими странами.

После окончания Конгресса Фадеев на многотысячном митинге в Мэдисон-Сквер Гарден передал привет от советского народа миллионам простых людей Америки, знающим, что такое труд, жаждущим мира и дружбы между народами.

В апреле 1949 года одновременно в Париже и Праге (ввиду того, что правительство Франции запретило въезд в страну ряду делегатов) проходил Первый Всемирный конгресс сторонников мира, ознаменовавший собой расширение и укрепление этого движения. 21 апреля Фадеев выступил на заседании Конгресса в Париже. Он говорил об усилении военной опасности, о том, что во имя мира и счастья людей деятели культуры независимо от их национальной и расовой принадлежности, от их политических и религиозных убеждений должны поднять "великий голос гуманизма, завещанного нам лучшими людьми каждой из наций, против поджигателей войны и против их певцов и подголосков".

Выступления Фадеева, напечатанные в "Правде" и во многих других советских и зарубежных газетах, доходили до миллионов читателей, призывали к борьбе за мир во всем мире.

В ноябре 1950 года в Варшаве на Втором Всемирном конгрессе сто-ронников мира писатель был избран членом Всемирного Совета Мира, вошел в состав его бюро как вице-председатель. В рядах стойких борцов за дело мира Фадеев оставался до последних дней своей жизни.



* * *



Строго и требовательно относившийся к своему творчеству писатель говорил: "...я являюсь автором всего лишь двух законченных произведений и, конечно, как любой из вас, не считаю, что, во-первых, этого достаточно, а во-вторых, не думаю, чтобы я в этих произведениях сказал то главное, чего от нас еще ждут".

Говоря о двух законченных произведениях, Фадеев имел в виду "Разгром" и "Молодую гвардию". Роман "Последний из удэге" не был завершен, к нему писатель намеревался вернуться после написания нового романа "Черная металлургия", романа о советских людях - наших современниках, о героическом рабочем классе Советской страны, о партии - авангарде рабочего класса.

Работу над романом "Черная металлургия" Фадеев начал сразу же после завершения второй редакции "Молодой гвардии". Собирая материалы для романа, писатель побывал на многих металлургических заводах страны, проштудировал учебники по металлургии, прочел немало брошюр новаторов производства, познакомился с биографиями металлургов Аносова, Чернова, Павлова, Байкова, Бардина.

"Я вложил в роман все лучшее из своего собственного жизненного опыта, все, что я передумал и перечувствовал за 50 лет своей жизни,- писал он весной 1953 года А. А. Суркову,- в этом романе сейчас вся моя душа, все мое сердце".

Но "Черная металлургия" не была завершена вследствие болезни и смерти писателя.

В последние месяцы жизни писатель готовил к печати сборник своих статей и речей по вопросам литературы. В сборник, озаглавленный "За тридцать лет", вошли статьи и речи 1928-1956 годов, посвященные актуальным и для наших дней проблемам развития советской литературы и литературной критики: мировоззрение и метод, партийность и народность, соотношение между реализмом и романтизмом, проблема положительного героя, идейность и художественное мастерство и т. д.

Фадеев, который, по его словам, "лишь первые шестнадцать лет своей жизни был беспартийным", многократно подчеркивал значение ленинского принципа партийности литературы, отражал всякого рода враждебные нападки на этот принцип, проводившиеся под флагом якобы "защиты свободы творчества". "Наша Коммунистическая партия - это порождение самого народа, это его лучшая, наиболее передовая, сознательная, организованная часть,- говорил он.- Советскую литературу вдохновляют великие идеи партии... Когда мы говорим о партийности советской литературы, мы имеем в виду тот исторический факт, что советские писатели как партийные, так и беспартийные, признают правоту идей Коммунистической партии, и отстаивают их в своем творчестве, и поэтому, естественно, признают руководящую роль партии в делах литературы".

Фадеев принадлежал к числу тех писателей, которые стремились понять и теоретически обобщить как свой творческий опыт, так и опыт всей советской многонациональной литературы. Именно поэтому он деятельно участвовал в теоретическом определении и обосновании метода социалистического реализма на протяжении всей своей творческой деятельности. В этих определениях он не был догматиком, а, идя от жизни, от живого опыта литературы, проявлял широкое понимание этого метода, который предполагает самую разнообразную тематику, различные способы выражения мыслей и чувств, вплоть до фантастики, богатство и многообразие художественных форм. Фадеев говорил, что в социалистическом реализме как литературном направлении должны творчески соревноваться различные течения, отличающиеся друг от друга творческим почерком, но связанные идейной общностью: "Только охраняя и защищая идейную чистоту нашего искусства от воздействия буржуазной идеологии, можно по-настоящему широко и обоснованно ставить вопрос о свободе поиска, о соревновании творческих течений".

Важнейшим завоеванием советской литературы Фадеев считал социалистический гуманизм. Гуманизм советской литературы - гуманизм высшего типа. Это не раз подчеркивал писатель: "Старый гуманизм говорил: "Мне все равно, чем ты занимаешься,- мне важно, что ты человек". Социалистический гуманизм говорит: "Если ты ничем не занимался и ничего не делаешь, я не признаю в тебе человека, как бы ты ни был умен и добр".

Развивая горьковские традиции, Фадеев справедливо полагал, что положительный герой должен быть показан в труде, в деятельности на благо народа, что настоящая жизнь - это "деяние и труд".

Одной из важнейших в теоретических разработках Фадеева была проблема революционной романтики. Он много раз возвращался к мысли, что подлинное реалистическое изображение героя нашего времени возможно, если писатели будут давать характеры героев в развитии, отображать ростки будущего в настоящем, освещать путь в будущее. К этому писателя обязывает наша быстро развивающаяся действительность. Революционная романтика - мечта о будущем, основанная на научно-философском предвидении, должна стать неизменной составной частью творческого метода советских писателей.

Сборник "За тридцать лет" - последний труд Фадеева, свидетельство подлинно высокой требовательности писателя к своему творчеству. Проникнутая духом коммунистической партийности, эта книга - наше боевое оружие в борьбе против тех, кто пытается умалить, опорочить советскую литературу и ее творческий метод.

Фадеев был страстным и непримиримым врагом буржуазной идеологии. "Надо, чтобы наша критика бесстрашно пошла в атаку на целый ряд современных буржуазных литературных "теорий", которые еще могут кое-кому нравиться, а на деле представляют собой распад мысли, уездный декаданс",- говорил он.



Фадеев заботился, чтобы советская литературная молодежь хорошо разбиралась в такого рода "новаторстве", не увлекалась, не пленялась им. Писатель ратовал за всестороннее эстетическое образование в школе, за воспитание молодежи на лучших образцах литературы и искусства. Свою речь на XIX съезде партии он почти целиком посвятил этому вопросу.

В послевоенные годы А. А. Фадеев был членом Центрального Комитета партии, депутатом Верховного Совета СССР, председателем Комитета по Государственным премиям в области литературы и искусства, выполнял много других общественных обязанностей.

Творчество Фадеева и его многообразная и самоотверженная литературно-общественная деятельность получили заслуженное признание советской и мировой прогрессивной общественности. "Имя Фадеева написано на заглавной странице истории советской литературы",- сказал А. А. Сурков, приветствуя Фадеева в день его пятидесятилетия от имени Президиума Союза писателей СССР. На юбилейном вечере тепло приветствовали Фадеева и другие писатели.

Яркие стихи посвятил Фадееву чилийский поэт Пабло Неруда:

"В моей стране есть река, которая похожа на Фадеева. Она начинается от снежных вершин, и мощно врывается в поля, и становится широкой, покойной и прекрасной... Она глядит синими глазами, и белая пена встает над ее головой.

Эта река знает всех, кто живет на ее берегах... молодежь, крестьян, солдат, рыбаков. На ее берегах лилась кровь, но река все пела и пела... своим высоким голосом обо всем, что происходило на ее берегах.

Дорогой Фадеев! Дорогой брат, такой похожий на мою любимую реку! Когда я вижу, как ты входишь в зал, когда я встречаю тебя в далеких городах за границей, я слышу голос реки моего детства... А река все бежит и живет, рассказывая мне повести о твоей стране, обо всех ее людях, рассказывая повести о героизме и о радостях нашего времени. И я снова узнаю тебя и приветствую тебя, как любимую реку и любимого друга.

Привет! - говорю я тебе.- Оплодотворяй всегда землю! Как всегда рассказывай твою прекрасную повесть!"

Миллионы людей в Советском Союзе и во всех странах мира могли бы присоединиться к этим словам: они знали и любили Александра Фадеева.

Партия и Советское правительство высоко оценили заслуги Фадеева, создателя выдающихся произведений советской литературы. Он был дважды награжден орденом Ленина и получил звание лауреата Государственной премии.



* * *



Жизнь А. А. Фадеева оборвалась 13 мая 1956 года. Его смерть явилась тяжелой утратой для советской литературы, для нашего народа и всего прогрессивного человечества. "...Миллионы людей знали А. А. Фадеева как одного из талантливых советских писателей, автора любимых народом художественных произведений "Разгром", "Последний из удэге", "Молодая гвардия", активного строителя советской культуры, видного деятеля движения сторонников мира",- писала "Правда" в эти скорбные дни.

Идут годы, но память о Фадееве живет в советской литературе, в советском народе.

"После Горького именно он (Фадеев) давал нам великолепные примеры действительно заинтересованного, умного, честного, глубокопартийного отношения к литературе и, в особенности, к росту писательской молодежи. Вот кто умел по-настоящему радоваться нашим личным успехам, как успехам собственным, кто любил не себя в литературе, а самое литературу.

С какой любовью, с каким величайшим уважением все мы - лично знавшие Фадеева, работавшие с ним бок о бок - постоянно его вспоминаем и остро ощущаем, как его сейчас нам не хватает",- сказал Борис Полевой на Четвертом съезде писателей СССР (май 1967 года).

В мае 1970 года, в канун XVI Всесоюзного съезда комсомола, бюро ЦК ВЛКСМ, отмечая выдающиеся заслуги А. Фадеева перед Ленинским комсомолом, огромный вклад в дело коммунистического воспитания советской молодежи, присудило ему премию Ленинского комсомола за роман "Молодая гвардия". Двумя годами ранее Фадеев был посмертно награжден мемориальной медалью конкурса имени Николая Островского.

Александр Фадеев был вдохновенным певцом партии и народа, глубоко раскрывшим образ героя нашего времени, строителя новой жизни. Его прекрасные книги помогали и помогают воспитывать нашу молодежь горячо любящей свою великую Родину, беззаветно преданной Коммунистической партии и советскому народу, стойкой, верящей в свои силы и не боящейся никаких трудностей. Они помогают воспитывать человека коммунистического будущего. Именно поэтому Александр Фадеев, большой советский писатель-художник, продолжает жить как наш современник в своих творениях, и неизгладима народная память о нем, посвятившем свою жизнь, свой труд и свой талант служению самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества, за торжество коммунизма на нашей планете.
<< Назад