Документы о фильме С. Герасимова "Молодая гвардия"
ПИСЬМО Л.Ф. ИЛЬИЧЁВА А.А.
ЖДАНОВУ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА О ФИЛЬМЕ "МОЛОДАЯ
ГВАРДИЯ"
г.
Москва 31 июля
1948 Андрей
Александрович! Министерство кинематографии представило на
рассмотрение Художественного совета обе серии "Молодой гвардии". До того, как
Художественному совету представили обе серии в готовом виде, были неоднократные
просмотры материалов еще не готового фильма. При просмотре материалов многие
члены Художественного совета высказывали сомнения в целесообразности двух серий,
но окончательно этот вопрос не был решен. Теперь сделаны
обе серии. В итоге просмотра фильма Художественный совет пришел к выводу, что
фильм серьезно улучшен, в частности, первая серия. Но вместе с тем допущены
новые ошибки - вторая серия буквально подавляет зрителя. Получился фильм о
гибели молодогвардейцев, а не о их борьбе и моральной победе.
С. Герасимов хотя и с трудом, но признал справедливость
выводов, сделанных Художественным советом. Сейчас идет переработка второй серии.
Что из этого выйдет, пока трудно сказать. Если я решаюсь
побеспокоить Вас, то только потому, что считаю вопрос очень серьезным. Посылаю
Вам заключение Художественного совета. Одновременно заключение посылаю товарищу
И.В. Сталину. Л.
Ильичев ЗАКЛЮЧЕНИЕ Художественного Совета
Министерства кинематографии СССР по кинофильму "Молодая
гвардия" 1 и 2 серии Сценарий и постановка С. Герасимова
Киностудия "Союздетфильм" Обсудив представленные
Министерством кинематографии две серии кинофильма "Молодая гвардия",
Художественный Совет отмечает, что т. Герасимов в соответствии с партийной
критикой проделал большую творческую работу над фильмом "Молодая гвардия". Ему
удалось правильно решить тему партийного руководства борьбой советских людей
против гитлеровских оккупантов в условиях подполья. Правильно показана в фильме
эвакуация, организованно проведенная нашим народом под руководством партии.
Раскрыта в фильме и роль Советской Армии. Фильм с подлинной любовью рисует
благородство рядовых советских людей, высокий идейный и моральный облик нашей
молодежи, неизмеримое превосходство нашего народа над врагом. Отличная работа
режиссера с талантливыми молодыми актерами обеспечила успех творческого
коллектива. Особенно выделяются образы Сергея Тюленина (С. Гурзо), Любы Шевцовой
(И. Макарова), Вали Борц (Л. Шагалова) и др. После проведенной коренной
переработки фильм "Молодая гвардия" (первая серия) приобрел большое идейно-
воспитательное и художественное значение. Вместе с тем
Художественный Совет отмечает, что т. Герасимов, учтя критические замечания и
исправив в соответствии с ними первую серию фильма, допустил во второй серии
другие ошибки (в показе эпизодов и сцен, связанных с провалом и гибелью
молодогвардейцев). Следующие один за другим аресты членов Молодой гвардии, сцена
в тюремной камере и расправа немцев с молодогвардейцами подавляют зрителя; они
эмоционально господствуют во второй половине данной серии, ослабляя впечатление
от удачных эпизодов, в частности, от сцены концерта и поджога немецкой
биржи. Подробное, чрезмерно детализированное изображение
истерзанных, измученных пытками молодогвардейцев, самая сцена провала
комсомольской подпольной организации создают тягостное впечатление обреченности,
вытесняют жизнеутверждающие мотивы борьбы молодогвардейцев и в итоге просмотра
фильм в целом не создает оптимистического настроения. Финальная сцена митинга,
посвященного памяти погибших молодогвардейцев и речь Проценко художественно не
выразительны и не устраняют отмеченных недостатков фильма. Вторая серия в
настоящем виде является фильмом о гибели участников Молодой гвардии, а не об их
борьбе и моральной победе над врагом. Художественный Совет
считает возможным выпустить первую серию фильма "Молодая гвардия" на
экран. Художественный Совет считает, что представленная
Министерством кинематографии вторая серия фильма нуждается в переделке в
соответствии со следующими замечаниями: а) пересмотреть
сцены ареста молодогвардейцев, б) пересмотреть эпизоды в
тюремной камере, сцены допроса и очной ставки; в)
пересмотреть всю сцену казни молодогвардейцев, в частности, изменив в ней проход
Олега Кошевого к месту казни; г) переделать концовку
фильма таким образом, чтобы в ней яркими художественными средствами было
выражено утверждение бессмертного образа членов Молодой
гвардии; д) внести изменения в музыку в тех местах, где
она усугубляет настроение подавленности и неотвратимой гибели героев
фильма. Исправленную вторую серию фильма "Молодая гвардия"
вторично обсудить на заседании Художественного
Совета. Л.
Ильичев РГАСПИ. Ф. 17. On. 132. Д. 90 Лл. 38-
40. Подлинник
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО Л. Ф.
ИЛЬИЧЕВА А.А. ЖДАНОВУ С
ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА
МИНИСТЕРСТВА КИНЕМАТОГРАФИИ СССР ОБ
ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ВАРИАНТЕ ФИЛЬМА "МОЛОДАЯ
ГВАРДИЯ"
г. Москва Товарищу Жданову
А.А. 13 августа 1948
г. Представляю Вам заключение
Художественного совета по окончательному варианту двух серий кинофильма "Молодая
гвардия". Одновременно заключение послано товарищу Сталину И.В. и товарищу
Маленкову Г.М. Л.
Ильичев ЗАКЛЮЧЕНИЕ Художественного
Совета Министерства кинематографии СССР по
кинофильму "(Молодая
гвардия" Постановка по одноименному роману А.
Фадеева, автор сценария и режиссер С.
Герасимов, киностудия
"Союздетфилъм" После критических указаний, данных по
кинофильму "Молодая гвардия", Художественный совет на протяжении 1948 года
неоднократно просматривал и обсуждал сценарий и заснятый материал фильма по ходу
его исправления режиссером. В итоге всей проведенной работы
Художественный совет рассмотрел новый, окончательный вариант кинофильма "Молодая
гвардия" в двух сериях. Режиссер т. Герасимов и руководимый им коллектив, учтя
партийную критику, проделали большую творческую работу над фильмом "Молодая
гвардия", исправив ошибки, допущенные в первом варианте картины. Из фильма
исключены эпизоды и сцены, рисующие в ложном свете обстановку большевистского
подполья в оккупированных врагом районах Донбасса и дающие искаженные образы
большевиков-подпольщиков в Краснодоне. В новых, дополнительных сценах,
включенных в первую серию, режиссеру удалось правильно показать партийное
руководство борьбой советских людей против гитлеровских оккупантов в условиях
подполья, раскрыть роль партии в организации разгрома захватчиков и освобождении
от них советской земли. Теперь в фильме получили верное освещение действия
Советской Армии и организованно проведенная советским народом под руководством
партии своевременная эвакуация из угрожаемых районов. Гитлеровцы показаны не
придурковатыми, безвредными персонажами, как было в первоначальном варианте
фильма, а жестокими, смертельно опасными для советского народа врагами. Фильм с
подлинной любовью изображает благородство советских людей, высокий идейный и
моральный облик нашей молодежи, безграничную преданность большевистской партии,
неизмеримое превосходство нашего народа над врагом. Отличная работа режиссера с
талантливыми молодыми актерами, удачная музыка и искусство оператора обеспечили
успех творческого коллектива. В фильме особенно выделяются образы Сергея
Тюленина (С. Гурзо), Любы Шевцовой (И. Макарова), Ивана Туркенича (Г. Розанов),
Вали Борц (Л. Шагалова); менее удачным получился образ Олега Кошевого (В.
Иванов). В результате переработки фильма режиссеру удалось
преодолеть многие слабые стороны романа Фадеева, значительно расширить материал
романа, обогатить его образы (Проценко, Шевцова, Тюленин и др.) новыми чертами и
создать самостоятельное художественное кинопроизведение о "Молодой
гвардии". Вместе с тем Художественный совет считает, что
картина и после исправлений не лишена существенных недостатков. Сцены провала
"Молодой гвардии" и зверской расправы немцев с молодогвардейцами, излишне
детализированные режиссером и составляющие значительную часть второй серии, во
многом заслоняют жизнеутверждающие мотивы фильма. Финальная сцена митинга,
посвященного памяти молодогвардейцев, хотя и ослабляет это впечатление, но
полностью его не устраняет. Несмотря на неоднократные попытки и многие
переделки, режиссеру и руководимому им творческому коллективу не удалось
достигнуть другого, художественно более выразительного разрешения трагедии и
более полного утверждения темы моральной победы молодогвардейцев над врагом.
Режиссеру не удалось также, не нарушая стройности фильма, последовательности
действия и выразительности образов, создать фильм в одной
серии. Отмечая, что фильм "Молодая гвардия" в новом его
варианте в целом имеет большое идейно-воспитательное и художественное значение,
Художественный совет считает возможным выпустить его на
экран. Л.
Ильичев РГАСПИ. Ф. 17. On. 132. Д. 90. Лл. 41-43.
Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ЦК
ВЛКСМ О КИНОФИЛЬМЕ "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" И
СПИСОК НАГРАЖДЕННЫХ ПОЧЕТНЫМИ ГРАМОТАМИ ЦК ВЛКСМ СОЗДАТЕЛЕЙ
ФИЛЬМА
13 сентября 1948 г. г.
Москва 22. О кинофильме "Молодая
гвардия". ЦК ВЛКСМ считает, что Лауреат Сталинской премии,
заслуженный деятель искусств РСФСР кинорежиссер С. Герасимов и весь творческий
коллектив создали яркий волнующий художественный фильм "Молодая
гвардия". Кинофильм "Молодая гвардия" проникнут высокой
идейностью, правильно показывает роль партийного руководства борьбой нашего
народа в условиях подполья в период Великой Отечественной войны, правдиво
отражает силу и благородство советских людей, высокий моральный облик нашей
молодежи, ее преданность советской. Родине, Великому вождю народов товарищу
Сталину. ЦК ВЛКСМ постановляет: 1.
Рекомендовать райкомам, горкомам, обкомам ВЛКСМ; ЦК ЛКСМ союзных республик
организовать широкий просмотр кинофильма "Молодая гвардия" и его обсуждение
комсомольцами и молодежью. 2. Обязать редакции
комсомольских газет выступить с рецензиями и статьями о кинофильме "Молодая
гвардия". 3. Наградить Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ за
создание кинофильма "Молодая гвардия" участников коллектива картины. (Список
прилагается)... Помета на бланке протокола: Выписки даны:
1. Обкомам, крайкомам ЦК союзных республик 2. Редакциям
комсомольских газет 3. Министерству кинематографии т.
Большакову РГАСПИ. Ф. М-1. On. 3. Д. 564. Лл.11-
12. Подлинник Сп
исок коллектива съемочной группы и актерского
состава по картине "Молодая гвардия",
представленных к награждению "Почетными
грамотами ЦК
ВЛКСМ" 11 сентября [1948
г.] 1. Режиссер-постановщик -
Герасимов С.А. 2. Директор студии - Кузнецов
С.А. 3. Художественный руководитель студии - Луков
Л.Д. 4. Главный редактор студии - Гринкруг Л
.А. 5. Директор картины - Светозаров
Я.И. 6. Главный оператор - Раппопорт
В.А. 7. Композитор - Шостакович
Д.Д. 8. Режиссер - Волк Э.Ю. 9.
Главный художник - Степанов И.Г. 10. Звукооператор -
Писарев Н.П. В ролях: Артисты
Государственного театра киноактера: 1. Кошевая - Т.
Макарова 2. Проценко - В. Хохряков 3.
Бабушка Вера - Е. Ануфриева 4. Шевцова - мать - А.
Панова 5. Громова - мать - А.
Денисова 6. Громов - отец - В.
Уральский 7. Рыбалова - 3. Воркуль 8.
Людмила Осьмухина - А. Харитонова 9. Фомин - А.
Антонов 10. Соликовский - Г.
Шаповалов 11. Фенбонг - Г.
Шпигель 12. Брюкнер - В. Бокарев 13.
Фенцель - А. Розанов 14. Полковник - А.
Файт 15. Лейтенант - Е. Тетерин 16.
Офицеры: - И. Гайдамака А. Высоковский 17. Денщик - А.
Карасев 18. Ефрейтор - О. Смирнов 19.
Солдат - Б. Магалиф 1Студенты Всесоюзного Государственного
института кинематографии: Олег Кошевой - В.
Иванов Любовь Шевцова - И.
Макарова Сергей Тюленин - С.
Гурзо Иван Земнухов - Б.
Битюков Ульяна Громова - Н.
Мордюкова Валько - С. Бондарчук Иван
Туркенич - Г. Романов Валерия Борц - Л.
Шагалова Клавдия Ковалева - М.
Иванова Владимир Осьмухин - В.
Тихонов Жора Арутюнянц - Г.
Мгеладзе Виктор Петров - Л.
Горин Сергей Левашов - А.
Чемодуров Анатолий Попов - Г.
Юматов Евгений Стахович - Е.
Моргунов Тетушка Марина - К.
Лучко Дядя Коля - А. Пунтус Надежда
Тюленина - О. Иванова Вырикова - М.
Крепкогорская Валентина Филатова' - Т.
Носова Сотрудник обкома -В.
Авдюшко Режиссер по монтажу - Сухобоков
В.Л. Монтажер - Бронфман
А.Е. Ассистент режиссера - Альперова
К.С. Ассистент режиссера - Оганесян
Г.Б. Заместитель директора картины - Гофман
Н.Н. -//- Боярский И.Я. -//- Звонков
Я.Г. -//- Баутман Я.Т. Помощник
режиссера - Балтии Г.Г. Помощник режиссера - Шань
В.В. Второй оператор - Нетужилин
А.Г. Второй оператор - Шатров
И.В. Ассистент оператора - Шумский
В.М. Фотограф - Корнильев
В.Н. Художник по костюмам - Раппопорт
Э.Д. Бригадир-плотник - Голубинский
П.М. Мастер-костюмер - Голубинская
А.Ф. Мастер реквизитор - Курочкин
М.В. Гример художник - Иванов
А.Н. Гример - Вавилова Э.П. Гример -
Сизова С.Ф. Мастер пиротехник - Лихачев
И.А. Пиротехник - Бухвалов
Г.Г. Оружейник - Филенов А.А. Техник
звукозаписи - Хлобынин В.Н. Техник звукозаписи - Васильева
В.М. Бригадир-осветитель - Журавлев
Г.М. Реквизитор - Никольская
Н.А. Практикант
ы-студенты ВГИКа 1. Режиссерский факультет: Егоров
Ю.П. Победносцев Ю.С. Эделыитейн СИ. Розанцев Н.В. Беляев
В.П. Бегалин М.С. Лиознова Т.В. 2. Операторский факультет:
Гинзбург В.А. 3. Художественный факультет: Каплан
И.М. Каплан Б.С. РГАСПИ. Ф. М-1. On.
3. Д. 565. Лл. 42-45. Подлинник
|