Молодая Гвардия
 

Л.А. Валькова
ДОРОГОЙ ГЕРОЕВ

ЭКСКУРСАНТЫ и ЭКСКУРСОВОДЫ

   Итак, наш музей открыт. Всеми делами его руководит совет. Он состоит из тринадцати человек. Первыми директорами были Валентина Громова, Сергей Глушков, Владимир Сердюк. У них заместителями по политической части - Ирина Гук, Юрий Скибин, Татьяна Непомилуева; по научной - София Нападова, Вита Пикина; по хозяйственной части - Леонид Теуш, Сергей Егоров; в секретариате-Наталия Воскресенская, Галина Артюх, Наталия Свидан.
   В совете четко распределены обязанности каждого, составлен график дежурств. Регулярно, раз в месяц проводится заседание совета. Ребята обсуждают планы работы, советуются, как их лучше выполнить. Главная забота - дальнейшее пополнение и улучшение экспозиции музея, популяризация его, накопление, изучение музейного фонда.
   Конечно, со всеми делами одному совету не справиться. Помогает ему большой актив. Это прежде все "научные сотрудники" - экскурсоводы, их 25 человек. Провести экскурсию по залам музея не так-то просто. Наши экскурсоводы прошли специальный семинар. Сначала проводили экскурсии для самих себя, потом обсуждали, анализировали их. Кто лучше вел беседу у стендов, что было хорошо, а что плохо? Критика, советы товарищей и педагогов очень помогли. Хочется отметить первых экскурсоводов, которые так умело, радушно принимали первых посетителей музея, а потея провели десятки экскурсий. Это Алла Гольдина, Софья Нападова, Юрий Скибин, Ольга Загорная, Ольга Кирченко, Лариса Тынок, Татьяна Коптева, Татьяна Баху Ларина Гук, Сергей Иванов, Ольга Оббариус и другие. По школьному радио, через пионервожатых мы объявили: "Подавайте заявки на посещение музея "Молодой гвардии"". Заявок было много. Каждый класс стремился первым провести экскурсию. Но мы предоставил это право лучшему классу школы - 8 "Ж".
   Потом по заявкам составлен был график посещения музея другими классами, установили дежурства экскурсоводов. В день приходилось по две-три экскурсии. Наш "научные сотрудники" стремились как можно шире, живее рассказать о героях "Молодой гвардии", обо всем, что собрано в музее. И в книге отзывов появилось много благодарностей Нападовой и Кириченко, Загорной и Скибину, Гольдидай и Громовой...
   Через некоторое время мы выступили по Харьковскому областному радио. Коротко рассказали о нашем музее и пригласили посетить его ребят из других школ. И вот целый поток экскурсантов. Большие группы и маленькие, три-четыре человека и одиночки. Но все у нас обслуживаются одинаково, даже для одного экскурсанта выделяется экскурсовод. Особенно приятно если это педагог из района области или пионервожатый, решивший позаимствовать наш опыт. Такому человеку ребята со всеми подробностями рассказывают и об экспозиции и о том, как она создавалась. Как-то зашел к нам один солдат. В Харькове он лежал в госпитале. Здесь он услышал по радио о школьном музее "Молодой гвардии". И прямо из госпиталя с вещевым мешком за плечами пришел посмотреть-экспонаты. Экскурсовод Лариса Тынок сначала растерялась.. Как вести экскурсию для одного солдата? Но потом смущение прошло, завязался с посетителем простой, задушевный разговор. Рассказывала не только Лариса, но и экскурсант. Делились впечатлениями о прочитанном романе Александра Фадеева, о героях "Молодой гвардии". На прощанье солдат сказал:
   - Люблю смелых, волевых людей! Вот побывал у вас, посмотрел все и как будто бодрости у меня прибавилось, получил я какой-то дополнительный запас энергии...
   Мы понимаем, что приводя экскурсию, нужно обязательно учитывать аудиторию. Поэтому и наши "научные сотрудники" каждый раз по-иному ведут рассказ для школьников и для студентов, педагогов и рабочих, воинов и колхозников... Нашу школу часто посещают иностранные делегации, студенты из Африки, Кубы, из стран народной демократии, обучающиеся в харьковских вузах. Не все из таких экскурсантов знают русский язык. Хорошо было бы вести беседу у стендов, скажем, на английском или немецком языке? Кто-то подсказал такую идею, и мы решили ее осуществить.
   Но как? Не все экскурсоводы владеют иностранными языками. Правда, изучают их все ребята, но не столь успешно, чтобы свободно беседовать с иностранцами. Что ж, значит, надо готовить специальных экскурсоводов. Помогли преподаватели английского и немецких языков. Они организовали кружковые занятия с экскурсоводами. Весь материал экскурсии по музею был переведен, изучен дополнительно. Проведены пробные экскурсии. Было, конечно, немало поправок, уточнений, советов на ходу. И в конце концов наши экскурсоводы "иностранцы" справились с задачей. Мы начали проводить экскурсии на английском и немецком языках. Первые такие экскурсии организовали для учителей иностранных языков школ Харькова и области. Экскурсанты дали высокую оценку экскурсоводам.
   Обычно же объяснения ведутся на русском или украинском языках. Но на каком бы языке ни велись беседы у стендов - они всегда волнуют. Нередко на глазах у посетителей можно видеть слезы. Особенно у те кто сам пережил тяжелые годы войны.
   Побывали в нашем музее и родители славных героев "Молодой гвардии" Ули Громовой и Вани Земнухова. Это было в 1961 году. Приехали в Харьков Матвей Максимович Громов и Анастасия Ивановна Земнухова. Школа встречала их как самых дорогих гостей. У входа выстроился почетный караул из пионеров. Все ребята собранны, подтянуты. Ведь перед ними отец и мать героев Вот они проходят мимо торжественного строя ребят улыбаются: "Здравствуйте, дети! Привет вам, поколение отважных!".
   А через несколько минут вся школа выстроилась в дворе. Октябрьский день выдался теплый, солнечный Было много цветов. Гости рассказали о своих детях, о незабываемом суровом времени войны, фашистской оккупации Краснодона. И немало нового узнали ребята о молодогвардейцах, чего не прочтешь в книгах.
   - Дети мои и внуки! - говорил перед микрофоном Матвей Максимович Громов. - Я приехал к вам, чтобы рассказать о верной дочери Родины, Герое Советского Союза моей дорогой Уле. Боюсь, что рассказ у меня не получится, уж очень волнуюсь, стар стал. Привез вам на память тетради Ули. Посмотрите, как она писала, как опрятны ее работы, как добросовестно выполняла она задания. Будьте же и вы такими, милые ребята! Уля была отличницей. И добивалась она этого большим трудом.
   Речи Матвея Максимовича и Анастасии Ивановны слушали с большим вниманием. Потом со двора все направились в музей и там продолжались беседы ребят с родителями героев. Анастасия Ивановна Земнухова прослушала объяснение экскурсовода и расцеловала его. И Матвей Максимович, смахивая набежавшую слезу, благодарил коллектив школы за память о молодогвадейцах.
   А тетради Ули, которые подарил ее отец, экспонированы сейчас в музее. Они служат наглядным примера для всех школьников - как старательно надо учиться.
   
   
   
    ПАМЯТНЫЙ ЮБИЛЕЙ
   
   В 1962 году наша школа широко отметила 20-летие Краснодонского подполья. К этому юбилею готовились заранее и очень тщательно. Прежде всего много работы было у юных лекторов. Они объединены в лекторскую группу, которая создана в школе. Мы считаем, что такое подражание взрослым весьма полезно. Педагоги общественники направляют работу Общества, помогают старшеклассникам в подборе материалов по той или иной теме. Лекции к 20-летию "Молодой гвардии" готовились ребятами под руководством "научных сотрудников" музея. Темы - "Герои не умирают", "Молодогвардейцы сегодня". Каждый лектор должен был провести в классе по две беседы. Правление Общества выдавало путевку в которой указаны класс и время проведения беседы, староста класса делал отметку в путевке. Надо сказать, что все беседы прошли весьма успешно и получили отличные оценки.
   Потом накануне юбилея мы провели молодогвардейские дни. Готовила их специально созданная комиссия. Организовали экскурсии в музей, тематические вечера. На этих вечерах ребята слушали беседы о героях Великой Отечественной войны, встречались с участниками боев за Харьков, читали стихи, пели песни о мужестве и героизме советского народа, о мощи и славе нашей великой Родины, о партии Ленина, ведущей страну от победы к победе.
   На праздник в Краснодон выехала делегация школы. Долго обсуждали мы кого именно послать? Остановились на лучших наших экскурсоводах Вале Громовой я Юре Скибине. Они были свидетелями больших краснодонских торжеств. От имени школы Валя и Юра подарили Краснодонскому музею очень хорошо оформленный альбом "116-я харьковская школа имени "Молодой гвардии". Все, что видели, слышали, посланцы школы рассказали затем на общем комсомольском собрании. Мы думали, что никто из молодогвардейцев и их родителей в дни юбилейных торжеств в Харьков выехать из Краснодона не сможет. Но вдруг сообщение: к нам едет единственный оставшийся в живых член штаба "Молодой гвардии" - Василий Иванович Левашов, ныне офицер Балтийского Краснознаменного флота. А с ним едет и самый юный член "Молодой гвардии" Радий Петрович Юркин.
   Школа наша преобразилась. Лучшие классы оспаривали право встретить дорогих гостей. И это право завоевали пятые и шестые классы.
   Встретили дорогих гостей, как и всегда, очень торжественно. Почетный караул. Цветы. Гром аплодисментов. И, конечно, общешкольный сбор, на котором оглашается решение принять дорогих гостей в почетные пионеры.
   На трибуне Василий Иванович Левашов. Зал замер. Участник героической борьбы с фашизмом рассказывает о своих юношеских годах, о подвигах подпольщиков.
   - ...Немцы распространили слух, - говорит Василий Иванович, - о том, что Москва взята и Сталинграда больше не существует. Нам нужна была радиостанция, чтобы разоблачить гитлеровцев, рассказать людям о действительном положении на фронтах. Рацию должна была доставить в Краснодон Люба Шевцова. В помощь ей выделили трех смелых здоровых ребят. Они должны были на санках привезти в Краснодон аппаратуру. Но Люба отказалась от помощи. Она решила действовавать самостоятельно, воспользоваться тем, что немного говорит по-немецки, немного поет, играет на гитаре.
   В домике, где жила Люба, иногда останавливались немцы, если их в дороге заставала ночь. И вот Люба разобрала рацию, упаковала ее в две корзины, сверху положила лук, обшила мешковиной. А на утро попросила немцев подвезти её до города. Теперь нужно было отвлечь внимание от корзин, не показать, что они тяжелы. Поэтому Люба села, не в кабину, а в кузов - "там веселее". Какая же нужна была сила воли, чтобы развлекать фашистов, когда на душе так невесело, так беспокойно! Но Люба добилась того, что в кузове маши- ны центром внимания была она, а не корзины.
   Подпольщица доставила радиостанцию в Краснодон и доложила штабу, что задание выполнено. Когда мы спросили, как ей это удалось, чего это стоило, Люба только ответила: "Я очень хочу- спать"...
   После Василия Ивановича Левашова слово предоставляется Радию Петровичу Юркину.
   - Оставшиеся в живых молодогвардейцы поручили передать вам пожелания больших успехов в благородном труде, учебе, жизни. Мы с Василием Ивановичу как почетные пионеры, принятые в стенах вашей школы, обещаем быть достойными этого звания...
   Радий Петрович рассказывает о Краснодоне, где и сейчас живет, о дружбе оставшихся в живых подпольщиков, о том, как и чем наша школа может и должна продолжать дела молодогвардейцев.
   Надолго запомнился всем учащимся этот торжественный вечер, посвященный 20-летию "Молодой гвардии". Были задушевные беседы, стихи, песни. Большой концерт подготовили к празднику кружки художественной самодеятельности нашей школы. А с Василием Ивановичем и Радием Петровичем после этой встречи установилась крепкая дружба.
   
   
   
    КЛЯТВА ШКОЛЬНИКОВ
   
   Эту клятву ребята принимали в школе в молодогвардейские дни 1963 года. Текст мы составили сами. Надо сказать, что многие педагоги сомневались - серьезно у отнесутся к этой клятве старшеклассники, нужна ли она вообще. Но большинство решило, что клятва нужна, и будет иметь большое воспитательное значение. И мы не ошиблись. Со всей серьезностью принимали клятву все учащиеся.
   В этот день в школу приехали матери молодогвардейцев Шуры и Васи Бондаревых и Майи Пегливановой К этой встрече приурочено было и принятие клятвы. У ребят приподнятое настроение. Они подтянуты, и кажется, особенно ярко сияют красные галстуки на груди! Актовый зал переполнен. Тишина. Торжественно звучат слова клятвы. I
   "Я, ученик 116-й школы имени "Молодой гвардии" в память героев, что в сердце живут, клянусь с честью носить имя молодогвардейца, клянусь горячо любить всю Родину, быть преданным ей, клянусь расти честным, правдивым, трудолюбивым членом коммунистического общества. Примером в жизни для меня всегда будут бессмертные образы молодогвардейцев.
   
   КЛЯНУСЬ...
   КЛЯНУСЬ...
   КЛЯНУСЬ.. ."
   
   После принятия клятвы выступали Прасковья Тихоновна Бондарева и Анна Васильевиа Пегливанова.
   Матери героев. Много горя они пережили, но какими стойкими и мужественными проявили себя! Вот на трибуне невысокая худощавая женщина. Она потеряла сразу двоих детей.
   - Мне очень трудно говорить, но сколько смогу, столько и расскажу вам о своих детях, - так начала свою речь Прасковья Тихоновна и все слушали ее затаив дыхание. - Когда началась война Шура уехала учиться в Каменку, она мечтала стать учительницей. А Вася перешел в девятый класс. Он отступал вместе с колхозом "Первомайский", а Шура не эвакуировалась. Потом Вася возвратился из эвакуации. Наступили черные дни, фашисты лютовали. Когда они живыми закопали 32 шахтера, - тогда наши дети и стали подпольщиками. А мы, родители, ничего и не знали. Детки же то на бал какой-то просят отпустить, то на собрание, а сами свое дело делают. И слышно, то машина немецкая сгорела, то биржа труда.
   Немцы снова начали вешать ни в чем .не повинных людей. А вскоре взяли и наших ребят. Васю арестовали 7 января, а Шуру-одиннадцатого. Молодогвардейцы сидели в тюрьме. Когда мы носили им передачу, полицейские иногда проговаривались о муках, которые принимали наши дети. Матери Николая Жукова полицейский сказал: "Жукову ничего не передавайте, он лежит без сознания"... Коля был ранен под Севастополем в правое плечо и руку носил на подвязке. А его при допросах страшно били, шомполом по ране. Вот он и лежал без сознания.
   На второй день после ареста мы пришли к тюрьму и не узнали своих детей. Они в окна выглядывали. Мы плачем, потому что нельзя узнать наших детей. Они же показывают на глаза: "Не давайте нашим врагам смотреть на ваши слезы..." Вот какие были ребята.
   Когда нашу Шуру и Шуру Дубровину привели в гестапо, переводчик спросил: "Кто у вас членские взносы получал?" Наша Шура сказала: "Я!".
   - А для кого ты их собирала? |
   - Для армии! ]
   - Для какой армии?
   - Вполне понятно для какой армии - для Красной.
   Женю Мошкова в сильный мороз полицейские посадили на санки в одних носках и повезли по всему городу.
   - Указывай, кто был с тобой в организации? Женя твердо ответил: "Нет, я никого не знаю...". Тогда, переезжая через реку Каменку, ею окунули в прорубь. Но Женя и после молчал.
   ...Когда Васю вызвали с вещами, Шура увидела его в щелочку из своей камеры и сказала подругам:
   - Девочки: Я спою песенку своему братику в последний раз.
   И запела. А все девочки расплакались. Шура прикрикнула на них:
   - Не люблю хлюпиков!..
   Все вместе запели "Замучен тяжелой неволей". Вошел полицай и говорит:
   - Недолго будете шуметь, скоро и вам конец.
   Шура ответила:
   - Девочки, станьте по сторонкам, я на одной ножке станцую...
   В этой камере сидела тогда и мать Сергея Тюленина. Когда она вышла из тюрьмы, сказала мне:
   - Тихоновна, какая у тебя хорошая дочь. Она всех подбадривала, не дала духом пасть.
   Когда привели в тюрьму Любу Шевцову, наша Шура спросила:
   - Люба, что нам будет?
   Люба ответила:
   - А ты разве не знаешь?
   Тогда же Шура передала кошелку, в которой мы носили передачи. Ручки кошелки были обмотаны лоскутом косынки. Это было Шурино письмо. "Мама, берегите себя. Я знаю, вы не выдержите. Мы гибнем двое".
   Пришли наутро, а нам говорят: "Их нет!".
   Затем выступала Анна Васильевна Пегливанова. Раньше времени седина покрыла ее голову. Горе не молодит человека. Все мы смотрели на эту простую советскую женщину и думали о миллионах матерей, у которых проклятая война отняла детей, думали о молодогвардейцах, их бессмертной славе.
   - Дорогие мои! -сказала Анна Васильевна. - Разрешите мне от матерей молодогвардейцев, которые тут присутствуют, и матерей, которые находятся в Краснодоне, передать вам горячий привет. Нам часто приходится выступать перед школьниками. Мы приехали не только для того, чтобы рассказать о наших детях, но посмотреть на вас, узнать, как вы учитесь. Я, как мать, конечно, горда своей дочерью, она была у меня единственной. Помню, как она вступив в комсомол, сказала:
   - Я этот комсомольский билет оправдаю... После смерти шахтеров-коммунистов молодежь решила мстить врагу. Я, как мать, заволновалась. Пришли Уля, Шура, стали Майечку спрашивать:
   - Чем же будем заниматься?
   Майя оказала прямо:
   - Вы же слышали по радио, что оставшиеся в тылу должны помогать нашей Красной Армии...
   И вот моя Майя стала по вечерам куда-то уходить. Брали девочки патефон, пластинки и уходили. Домой Майя приносила листовки. Мы, родители, ничего не знали, это потом оставшиеся в живых ребята нам все рассказали.
   Однажды девочки пошли на базар. Там старушка продавала пирожки.
   - Что ты, бабушка, масляные пирожки без бумаги продаешь?
   - А где я ее возьму?
   Девочки предложили бумагу.
   Так старушка вместе с пирожками раздавала и листовки.
   Немало эпизодов из деятельности молодогвардейцев рассказала нам Анна Васильевна Пегливанова.
   Каждый год к нам в школу приезжают гости из Краснодона. Гостили у нас и мать Володи Осьмухина - Елизавета Алексеевна и директор Краснодонского музея Валентина Никифоровва Боровикова. Она вручила портрет Олега Кошевого, переданный его матерью Еленой Николаевной. На портрете надпись:
   "Дорогие дети, учащиеся, школы № 116 г. Харькова. Пусть эта фотография явится для вас светлой памятью о моем сыне Олеге Кошевом и послужит ярким примером в вашей жизни, учебе, беззаветном служении нашей Великой Родине. С любовью к вам Кошевая Елена Николаевна". Как дорогую реликвию храним мы этот портрет в школьном музее. Здесь же можно прослушать записи на магнитофонную пленку всех речей наших гостей - молодогвардейцев, их родителей, друзей героев.
   

<< Назад Вперёд >>