Незабываемый день 9 
сентября 1958 года. Торжественное собрание в связи с присвоением   школе   
имени "Молодой гвардии".   Весь   учительский   коллектив, все учащиеся 
готовились к этому событию.   Почетное   имя, нужно было заслужить. И мы 
добились высокой успеваемости, сумели увлечь  ребят интересной 
общественной работой, полезными делами.                                      	На 
молодогвардейском   имени мы остановились   ней случайно. Герои Краснодона 
- это наше поколение, люди близкие нам по   взглядам и делам.   В   
бессмертном подвиге молодогвардейцев ярко выразились лучшие черты 
советской молодежи, ее высокие благородные идеалы, мужество, горячая 
любовь к Родине, безграничная преданность партии   и   народу.   Бессмертие   
"Молодой гвардии" - это наши светлые дела, это наши трудовые победы. Вот 
почему все учащиеся так радостно восприняли весть о присвоении школе 
почетного имени. И своим прилежанием, своими делами стремились 
подчеркнуть, что не подведут родную школу. Героическая романтика всегда 
ведет юность вперед к славным свершениям.
   На 
торжественное собрание пришли гости из института "Гипросталь", из 
Харьковского высшего авиационного-инженерного военного училища, 
представители партийных и советских организаций. Были, конечно, и наши 
бывшие ученицы, члены "Звена отважных",
   Шел 
большой разговор о революционных традициях и героике нашего народа, о 
мужестве и доблести, проявленных юными патриотами во время Великой Отечественной войны, о делах школы и ее дальнейших задачах. Имя "Молодой 
гвардии" обязывало нас ко многому, это имя нужно было 
оправдать.
   На вечере прочитали письмо от Г. 
Арутюнянца - одного из членов подпольной организации 
краснодонцев.
   "Рад за вас ребята, - писал он. - 
Несите в жизнь это высокое имя хорошими делами, своей убежденностью. 
Будьте такими, как герои Краснодона!".
   День 
присвоения школе имени "Молодой гвардии" решили считать традиционным и 
праздновать его ежегодно 2 октября. Ведь в этот день 1942 года в Краснодоне 
состоялось первое организационное заседание юных патриотов.                                   
   Вскоре по инициативе партийной организации мы 
начали создавать музей "Молодой гвардии". Дело это новое, ни у кого из нас не 
было опыта. И мы пригласили в школу директора Краснодонского музея. Много 
интересного рассказал он о героях подполья. Еще больше загорелись ребята 
желанием создать музей в школе. Начали с того, что на зимние каникулы 
послали группу учащихся в 314-ю школу Москвы, где уже был создан музей 
"Молодой гвардии". Там охотно поделились с нами опытом сбора материалов, 
оформления стендов, организации экскурсий и т. 
д.
   Одновременно другая группа комсомольцев поехала 
в Краснодон. Ребята посетили музей, школы, где учились молодогвардейцы, 
беседовали с педагогами, родителями героев, жителями Краснодона. Побывали 
наши комсомольцы на месте гибели краснодонцев и возложили венки на их 
могилы. В Харьков привезли план Краснодонского музея, копии многих 
документов, фотопленки, некоторые вещи подпольщиков, книги, записи беседа с 
жителями Краснодона, поведавших  о тяжелых днях фашистской оккупации 
города. И как святую реликвию взяли ребята горсть земли с могилы героев. 
Начало положено. Теперь привезенные материалы нужно было обработать и 
продолжать поиски новых экспонатов.
   С  большим  
интересом слушали учащиеся рассказы своих товарищей, побывавших на родине 
молодогвардейцев. Хочется здесь хотя бы коротенько привести воспоминание 
Иры Силицкой, ученицы 6-го класса.
   "Выехали мы 
утром автобусом. И к вечеру были уже в Краснодоне. Остановились в школе 
имени Горького, в которой учились почти все молодогвардейцы. Это большое 
двухэтажное здание в центре города. В школе шел ремонт, который производили 
сами ребята. Это очень хорошо. Пример и для нас поучительный. Ночевали в 
классе, в котором учился Олег Кошевой. Его парта обычно стоит здесь же. За 
нею сидят только отличники учебы. Но в тот день парту Олега, выкрашенную в 
белый цвет, мы увидели в большом зале школы. Здесь шел экзамен. 
Десятиклассники писали сочинение.
   Утром пошли 
осматривать город. И прежде всего побывали в музее "Молодой гвардии". За 
сотни и тысячи километров приезжают сюда люди, чтобы лучше узнать о жизни 
и героической борьбе патриотов. Здесь хранятся все личные вещи 
подпольщиков: дневники, тетради, сочинения, одежда, оружие... Осмотрев 
музеи, мы пошли в парк. У входа стоит памятник молодогвардейцам - Героям 
Советского Союза Олегу Кошевому, Уле Громовой, Сергею Тюленину, Любе 
Шевцовой, Ивану Земнухову. Они запечатлены в тот момент, когда у знамени 
дают клятву до конца бороться с фашистскими захватчиками. Скульптура 
утопает в букетах и венках из живых цветов. В глубине парка стоит еще один 
памятник - 32 шахтерам, зверски казненным немецкими оккупантами. Здесь же 
братская могила героев Краснодона, отдавших жизнь в борьбе против 
фашистских захватчиков. С огромным волнением читаем их имена, высеченные 
на граните.
   Потом мы поехали к шурфу шахты № 5 - 
месту гибели молодогвардейцев. По дороге экскурсовод рассказал . много для 
нас нового о том, как был разоблачен предатель Почепцов. Это по его доносу 
арестовали юных патриотов. Но, несмотря на страшные пытки и издевательства, 
фашистам не удалось вырвать у них ни слова.
   Шурф 
шахты № 5, в который сбросили молодогвардейцев, сейчас закрыт и огорожен, 
он охраняется как исторический памятник, а рядом возвышается террикон. Мы 
поднялись на него, и с высоты 50 метров посмотрели на Краснодон. В прошлом 
это маленький горняцкий поселок, а сейчас - большой город. Он славится 
высокопроизводительными шахтами и замечательными 
шахтерами.
   Мы пробыли в Краснодоне всего лишь 
один день. Но сколько интересного увидели и узнали! Не видели мы лишь 
развалин биржи труда, которые были снесены незадолго до нашего приезда. 
Фотографии всех памятников Краснодона можно будет увидеть в нашем школьном музее. Но, если будет возможность, обязательно побывайте в Краснодоне и 
посмотрите все сами".
   Для создания музея в школе 
избрали оргкомитет. В него вошли учащиеся 8-9 классов. Особенно инициативно работали Ольга Оббариус, Ольга Кириченко, София Нападова, Юрий 
Скибин, Алла Гольдина, Ира Гук,  Сергей Иванов, Наталия Воскресенская, 
Лариса Тыно и другие. Все сделанные наспех в Краснодоне записи ребят 
обработали, переписали, проявили фотопленки, отпечатали 
снимки.
   Оргкомитет опирался на массовый актив. А в 
нем было 300 учащихся. И каждый получал конкретные задания. Выполнялись 
они с увлечением. Ребята что делают большое полезное дело. Случаев срыва, не 
явки или невыполнения поручений не было. Вечерам мы подолгу засиживались 
с ребятами, изучая копии дорогих документов.
   Для 
музея выделили небольшую комнату.  Стены выкрасили, в школьных 
мастерских изготовили 10 стендов, обтянули их полотном. Мы готовы были 
размещать на них экспонаты, подготовленные ребятами. Но приехал в Харьков 
научный   сотрудник   Краснодонского и работу нашу 
забраковал.
   - Вы же не фотовыставку готовите, - 
сказал он. - В оформлении музейных стендов существуют свои 
законы.
   Пришлось все начать сначала. Но энергии у 
ребят от этого не убавилось. Наоборот, они с еще большим энтузиазмом 
работали, изучали материалы. И узнали много нового о юных героях, чего не 
могли прочесть в книгах. По мере изучения привезенных документов, мы начали 
составление экспозиционного плана. Это очень важный этап в создании 
музея.
   Ребята сами изготовили рамки, и под стеклом 
монтировали фотоснимки. Ко всем экспонатам напечатали текстовки. Они 
поясняют, что за документ представлен какова его ценность. Потом мы 
связались с Харьковским отделением союза художников и получили в дар шесть 
прекрасных литографий, отображающих подвиг 
молодогвардейцев.
   Все было готово к монтажу 
экспозиции. На стендах крепили алюминиевые трубки и к ним на проволоке 
начали подвешивать экспонаты в рамках. И оказалось, что допустили ошибку. 
Лучше всего применять здесь не проволоку, а рыболовную, леску. Получается и 
красиво, и надежно.
   Мы не случайно остановились на 
этих, казалось бы, мелочах. Дело в том, что техника оформления музейных 
материалов своеобразная. Ее необходимо было постигнуть. И, нам кажется, 
рассказать об этом следует для передача опыта 
другим.
   Мы пригласили в школу научных сотрудников 
Краснодонского музея. Они апробировали все экспонаты и приняли наш музей 
как филиал своего. С особой благодарностью вспоминаем мы научного 
сотрудника Валентину Никифоровну Боровикову, ныне директора 
Краснодонского музея. Она была частым гостем в нашей школе, неоднократно 
выступала на вечерах и оказала весьма существенную помощь в создании 
музея.
   С нетерпением ждали ребята открытия музея. С 
большой любовью оформляли они стенды, продумывай каждую деталь. 
Одновременно с оборудованием музея мы начали готовить экскурсоводов. 
Первая группа состояла из 15 учащихся 8-9-х классов. Ребятам пришлось 
перечитать немало литературы, подготовить живой короткий рассказ о каждом 
экспонате.
   Вся подготовка к открытию музея - сбор и 
обработка материалов, оформление стендов, занятия экскурсоводов - сыграли 
большую роль в нашей повседневной воспитательной работе среди 
учащихся.