Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку книг


И.Н. Тимофеева
"Помнят благодарные потомки"


   
   Рецензент А. Г. Никитенко
   Путеводитель.- 3-е изд.- Донецк: Донбас, 1988.
   ISBN 5-7740-0012-5
   
   Подвиг участников краснодонского подполья запечатлен во многих памятниках. Ему посвящены монументы "Клятва", "Непокоренные", стела "Скорбящая мать", обелиск в Гремучем лесу, музеи "Молодая гвардия" и "Памяти погибших".
   Путеводитель знакомит с памятными местами и памятниками, увековечивающими подвиг "Молодой гвардии". Рассчитан на туристов, экскурсантов.
   
   Издательство "Донбас", 1985 Издательство "Донбас", 1988


    КЛЯТВА
   
   Еще шла война, еще были свежи могилы борцов, а "Молодая гвардия" уже начинала свою вторую жизнь - в сердцах и делах миллионов. В те страшные дни, когда краснодонцы доставали из шурфа тела патриотов, когда горе жило в каждом доме, не только скорбь переполняла сердца людей, но и гордость за своих отважных сынов и дочерей - гордость и вера в то, что подвиг их Родина никогда не забудет.
   На скромном деревянном обелиске, что первоначально был установлен на братской могиле молодогвардейцев в городском парке весной 1943 года, были начертаны строки из горьковской "Песни о Соколе": "Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером..." Пророческой оказалась эта надпись!
   В сентябре 1943 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза членам штаба "Молодой гвардии" Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой, Сергею Тюленину, о награждении орденами членов подпольной организации.
   Вся страна узнала о "Молодой гвардии". И, преклоняясь перед стойкостью и бесстрашием краснодонских ребят, каждый невольно задумывался об истоках нравственной силы юных борцов, о непобедимости идей коммунизма, которые вдохновляли их и сделали несокрушимыми в испытаниях. Эти мысли волновали и молодого скульптора В. И. Мухина, когда весной 1943 года по заданию Ворошиловоградского обкома партии он впервые побывал в Краснодоне. Было ясное апрельское утро, когда скульптор подошел к месту казни молодогвардейцев - шурфу шахты № 5. Мертвая тишина стояла вокруг. Не зеленела трава, не пели птицы. Земля была безжизненной, как после пожарища. Словно часовые, стерегли тайну шурфа угрюмые, в багровых опалинах терриконы - немые свидетели трагедии. На земле валялись искореженные вагонетки, среди обломков металла - клочья одежды в ржавых пятнах крови... Он долго стоял с непокрытой головой у черной пропасти шурфа. Когда потом Мухин будет говорить о Краснодоне как о "самой выстраданной теме", это выражение не будет отвлеченным. В период оккупации Донбасса, зимой 1942 года, его отец - горловский шахтер Иван Мухин, член партии с 1919 года,- был вместе с другими коммунистами Горловки сброшен живым в шурф старой шахты. В сентябре 1943 года ЦК ВЛКСМ принял постановление "О борьбе подпольной организации "Молодая гвардия" против немецко-фашистских захватчиков".
   В одном из его пунктов было записано: "Поддержать перед ЦК КП(б)У и СНК Украинской ССР предложение ЦК ЛКСМ Украины об установлении памятника героям-комсомольцам - участникам "Молодой гвардии".
   Был объявлен конкурс на лучший проект памятника молодогвардейцам. После рассмотрения поступивших предложений предпочтение отдали замыслу ворошиловградского скульптора В. И. Мухина и его соавторов - скульпторов В. X. Федченко, В. И. Агибалова и архитектора А. А. Сидоренко. Весной 1944 года творческая группа под руководством В. И. Мухина приступила к работе.
   Перед художниками возникла задача большой сложности. Предстояло создать не просто памятник погибшим, а произведение, воспевающее героику целого поколения, патриотическое деяние советской молодежи в годы Великой Отечественной войны. Это должен был быть памятник-обобщение, и в то же время в нем необходимо было передать черты конкретных людей. Ведь монумент сооружался на родине молодогвардейцев - в городе, где они росли, где их знали в лицо.
   - Работая над памятником, - рассказывал В. И. Мухин,- мы постоянно бывали в Краснодоне, знакомились с местами деятельности молодогвардейцев, беседовали с родными, родственниками погибших и участниками подполья, оставшимися в живых. Они очень помогли нам в воссоздании живого облика отважных краснодонских ребят.
   На создание памятника ушло несколько лет. Авторы трудились с огромным творческим вдохновением, с сознанием большой ответственности перед народом. На республиканский просмотр было представлено шесть вариантов в макетах четверть натуральной величины. Из них Совет Министров Украинской ССР и республиканское художественное жюри одобрили вариант под названием "Клятва".
   Пятеро героев-комсомольцев запечатлены в момент торжественной клятвы у знамени. Перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли произносили они суровые слова; брали на себя высокие обязательства.
   "...Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем.
   Хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в "Молодой гвардии". Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть 30-ти шахтеров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебания.
   Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей.
   Кровь за кровь! Смерть за смерть!"
   Скульптурная группа в бронзе установлена на пьедестале из розового гранита в форме усеченного конуса. Общая высота памятника - 12,5 метра. У каждой из пяти фигур, стоящих у знамени, свой четкий пластический абрис, у каждого образа - своя, индивидуальная характеристика. Авторам удалось главное - передать спаянность воли, мыслей и чувств борцов. Знамя в композиции органично слито с людьми, в нем - источник силы шахтерских орлят.
   Памятник поражает необычайной гармонией скульптурного ансамбля, точностью каждой детали и вместе с тем внутренним взлетом, цельностью чувства. В образах "Клятвы" мы видим живых людей и в то же время - символ всего лучшего, что воспитано в молодом поколении страной, партией, комсомолом.
   Монумент Героям Советского Союза О. Кошевому, И. Земнухову, У. Громовой, Л. Шевцовой, С. Тюленину был установлен на центральной площади Краснодона в 1954 году. Создателям его - скульпторам В. И. Мухину, В. X. Федченко, В. И. Агибалову - присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР. Комсомольцы ленинградского завода "Монумент-скульптура", где отливался памятник, копию монумента установили в Ленинграде, в парке у Нарвских ворот.
   Памятник "Клятва" известен теперь во всем мире. Он стал символом Краснодона, символом патриотического подвига советской молодежи в годы Великой Отечественной войны.
   
   
   
   
    ПОСЛЕДНИЙ ИХ БОЙ
   
   "Он рос вместе с ними, он был юн, как они, но его великолепные кроны уже шумели на ветру". Так писал об этом парке А Фадеев. Шахтеры посадили его еще до войны, в тридцатые годы, на огромном пустыре, примыкавшем к центральной городской площади. Из окон школы имени А. М. Горького мальчишки и девчонки, будущие молодогвардейцы, видели его прозрачные, молодые аллеи. И с той поры парк, много переживший и постаревший, хранит светлые воспоминания об их школьной юности. Они выбегали сюда на переменах, гуляли после уроков, здесь, взрослея, назначали свидания. По его цветущим аллеям бродили после своего выпускного вечера: мечтали, пели, строили планы. Они не знали, что очень скоро в их счастливую юность ударит война. И любимый парк станет черной вехой в отсчете грозных, трагических событий в истории Краснодона.
   ...Стояла сырая осенняя ночь 1942-го. Деревья в парке тревожно шумели мокрой листвой. Многим не спалось в этот час, сердца сжимались в тяжелом предчувствии. И вдруг со стороны парка жителям соседних домов послышались непонятный шум и приглушенные крики. А потом до пораженного слуха людей донеслась мелодия великой песни. Глухо, прерывисто, но упорно, неудержимо рвалась она в темноту ночи, в тишину затаенного Краснодона: "Это есть наш последний и решительный бой"...
   Никто не знал, что происходило за деревьями городского парка, но все догадывались: происходит страшное.
   Только один человек стал очевидцем злодеяния оккупантов - Даниил Сергеевич Выставкин, один из участников подполья. В непроглядной осенней тьме он пробрался на окраину парка и спрятался в кустах. Под утро Д. С. Выставкин пришел домой бледный, осунувшийся, со слезами на глазах, и рассказал жене:
   "Сам видел сегодня ночью в парке из-за кустов, как людей закапывали живыми. Их загнали прямо в яму и начали бросать землю. Валько сопротивлялся... У меня до сих пор звучат в ушах его последние слова: "Знайте, проклятые, за каждую каплю нашей крови вы дорого заплатите! Наши все равно придут! Они отомстят за нас!" Петя Зимин первым запел "Интернационал", потом подхватил Валько, и все запели..."
   Из акта районной комиссии по расследованию злодеяний немецких фашистов в Краснодонском районе, совершенных в период с 20 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года: "Двадцать восьмого сентября 1942 года в 11 часов ночи из камеры полицейского управления было взято 32 человека советских граждан. Все 32 человека были обнаружены во вскрытой могиле в парке имени Комсомола. Они были связаны друг с другом (руки обмотаны проволокой), загнаны в ущелье, приспособленное для укрытия машин. Здесь после зверских издевательств их живыми стоя засыпали землей. Из них опознать удалось следующих товарищей..." В списке, который приводится далее, было только тринадцать фамилий - "остальные товарищи, 19 человек, вследствие зверского изуродования их трупов, не опознаны". Среди казненных были те, кого оставили в оккупированном Краснодоне для подпольной работы. Еще в мае - июне 1942 года в город приезжал секретарь ЦК Компартии Украины Д. С. Коротченко. Он встречался с коммунистами, рекомендованными для работы в тылу врага. Руководителем краснодонского подполья был назначен коммунист ленинского призыва Филипп Петрович Лютиков.
   20 июля 1942 года фашисты захватили Краснодон. Коммунисты-подпольщики развертывают работу - в городе появляются листовки, призывающие саботировать мероприятия оккупантов. В результате репрессий новоявленных властей были схвачены заведующий шахтой № 5 Г. Ф. Лаукьянц, шахтеры И. В. Шевцов, Я. Г. Черняк, парторги шахт № 12 и № 5 С. К. Бесчасный и С. С. Клюзов, председатель колхоза имени Ленина, А. И. Шевырев, начальник участка, комсорг шахты № 5 Петр Зимин и другие известные в Краснодоне люди - передовики производства, стахановцы, активисты.
   Пятьдесят шестой год шел Андрею Андреевичу Валько, когда рука фашистского палача оборвала его жизнь. Он принадлежал к той категории людей, о которых говорят: "железа тверже". Потомственный горняк, член партии с 1917 года. Подростком он начал трудиться на шахте выборщиком породы. Досконально изучал горняцкое дело. Был выдвинут на руководящую работу. Все, что поручала ему партия, выполнял честно и добросовестно, был примером верного служения Отчизне, народу. Среди погибших во рву были председатель Краснодонского райпотрсбсоюза В. П. Петров - отец молодогвардейца Виктора Петрова и учительница Е. Т. Саранча, дочь комиссара Изваринского партизанского отряда Тихона Николаевича Саранчи, расстрелянного вместе с сыном Геннадием, тоже бойцом отряда, в конце июля 1942 года.
   Учинив зверскую расправу над коммунистами, оккупанты рассчитывали запугать краснодонцев, пресечь какое бы то ни было сопротивление. Но реакция жителей маленького шахтерского городка на эту жестокую акцию врагов была совершенно противоположна той, на которую рассчитывали палачи. Нет, она не сделала краснодонцев рабами. Ответом на жуткую расправу послужило создание подпольной организации "Молодая гвардия". В клятве молодогвардейцев есть такие слова: "...клянусь мстить... за мученическую гибель 30-ти шахтеров-героев".
   Над братской могилой жертв фашизма символический памятник - серебристая чаша с ниспадающим знаменем скорби. Он создан по проекту ворошиловградских скульпторов В. И. Мухина и В. X. Федченко. На мемориальной доске - имена погибших. Парк культуры и отдыха назван именем "Молодой гвардии". Он - часть мемориального комплекса.
   
   
   
    У ВЕЧНОГО ОГНЯ
   
   Ее склоненный профиль исполнен глубокой, неизбывной материнской думы. В низко опущенных веках - безмерная, тяжкая скорбь. Кажется, ей никогда не поднять глаз от этих черных плит, не уйти в мыслях от тех, кто лежит здесь, под холодным камнем. И хотя вокруг бьет ключом жизнь, шумит многолюдная площадь, мать, как будто одна в тишине, во власти своей бесконечной печали.
   ...Их хоронили в непогожий мартовский день, и ветер взметал, как траурные флаги, платки матерей, открывая белые пряди в одночасье поседевших волос.
   "Прощайте, друзья! Прощай, Кашук любимый! Прощай, Люба! Ульяна милая, прощай! Слышишь ли ты меня, Сергей Тюленин, и ты, Ваня Земнухов?.. Мы не забудем вас! Пока видят мои глаза, пока бьется в моей груди сердце, клянусь мстить за вас..." - говорил над могилой боевых товарищей командир "Молодой гвардии" Иван Туркенич.
   Он сдержал клятву. Офицер Советской Армии И. Туркенич сражался с фашистами до последнего вздоха и погиб в боях за освобождение польской земли. Навсегда остался лежать "в полях, за Вислой сонной", далеко от родного края.
   А товарищи его похоронены рядом со школой, где учились. Среди деревьев, помнивших их звонкие голоса. Их вечный покой хранит гранитная глыба, перед которой полыхает огонь Вечной славы.
   Стела "Скорбящая мать" - один из самых драматических компонентов краснодонского мемориального ансамбля. Ее авторами были молодые скульпторы, воспитанники Ворошиловградского художественного училища Петр Кизиев, Александр Редькин и Анатолий Самусь. Все трое, по возрасту не успевшие стать солдатами, были тоже детьми войны, сполна хлебнувшими лиха. Героика Краснодона открывалась им в работе над портретами молодогвардейцев, в общении и дружбе с теми из участников подполья, кто остался в живых. Родилась мечта: создать произведение, в котором отразилась бы вечно живая благодарность матерям, чьих детей унесла война. Тема стала властной творческой потребностью. Все трое понимали: образ должен быть простым, лаконичным и одновременно обобщающим.
   "Мама, я тебя сейчас вспомнила. Твоя Любаша. Прошу простить меня. Взяли навеки. Шевцова". Эту надпись на каменной стене ровеньковской тюрьмы нельзя забыть. Как много говорят короткие отрывистые прощальные строчки. В них мужество несломленного борца и в то же время пронзительная печаль, почти детская жалоба, трагическое сознание близкого, неизбежного расставания с жизнью, которая в сущности еще и не начиналась: "Взяли навеки"...
   Брошенные в застенок молодогвардейцы понимали, что им отсюда уже не выйти. Но их голоса все же пробивались сквозь тюремные стены. Это были записки, которые узникам удавалось передать в те роковые дни. Все они обращены к матерям.
   Из записки Клавы Ковалевой: "Дорогая мамочка! Если папа будет жив, то пусть отомстит... по лозунгу "Кровь за кровь, жизнь за жизнь". Домой не вернусь, спрячьте дневник".
   "Мама, я получил сегодня и вчера табак, за что тебя благодарю. Спасибо всем, кто мне помогает",- писал Анатолий Попов.
   "Мама, прости, что заставляю много ходить. Променяй или продай мои валенки и еще что-нибудь из моих вещей. Если найдется хороший купец на часы, то и их продай, чтобы не пришлось голодать",- тревожился о матери Виктор Петров.
   Последний сыновний наказ передает матери Юрий Виценовский: "...Судьбу нашу решает фронт... Берегитесь сами...".
   Мама! В этом слове сливалось для них в те дни все прекрасное, что было дано в их короткой жизни: родной дом, детство, счастливые сны. И донецкое небо, и степь, куда ходили они с матерями. Сколько нежности, любви, заботы о матерях выражают эти последние записки - все то, что не успели они выразить, когда были рядом. - Мы перечитывали вновь и вновь документы, связанные с последними днями молодогвардейцев, их дневники, письма,- рассказывал А. Ф. Самусь.- И строки, обращенные к матерям, потрясали. Они заключали все: душевный мир молодогвардейцев, их жизнь, их любовь к Родине. Вот так возникал образ Скорбящей матери. Помню, однажды, едва дождавшись рассвета, я побежал в мастерскую, чтобы поделиться мыслью с товарищами. Мы тут же начали лепить.
   Стелу "Скорбящая мать" решено было высечь в граните. Надолго их мастерской стал гранитный карьер в Запорожской области, откуда была извлечена глыба серого камня. На него перенесли, точнее, вырубили в нем эскиз будущего памятника. Это была тяжелейшая, но и вдохновенная работа. Не считаясь со временем, трудились рядом со скульпторами гранитчики. Создатели стелы до сих пор вспоминают их трепетное отношение к делу - люди словно прикасались к священной памяти "Молодой гвардии". Большую сложность представляла транспортировка 57-тонной стелы в Краснодон. Вначале глыбу доставили на станцию, для перевозки по железной дороге изготовили специальную платформу.
   Памятник был установлен над могилой участников краснодонского подполья в мае 1965 года, в двадцатую годовщину Победы. Его создателям скульпторам П. Кизиеву, А. Редькину, А. Самусю и архитектору Г. Головенко присуждена премия имени "Молодой гвардии".
   
   
   
   
    НЕПОКОРЕННЫЕ
   
   Неузнаваемо изменились за последние годы не только сам город, но и окрестности Краснодона. В какую сторону ни взгляни, тянутся от шахты к шахте, от поселка к поселку зеленые полосы молодого леса. А перед войной окружала городок лишь каменистая степь. Летом она выгорала, становилась желтой и колючей от зноя, зимой дубела от злых восточных ветров. Особенно бесприютной была она в этих местах, к востоку от города.
   Если остановиться на дороге у шахты № 1-бис и посмотреть вдаль, то увидишь в просвете деревьев, как громадной волной катится степь к горизонту, а ближе - красноватый холм. Это террикон шахты № 5.
   Учась в школе, ходили сюда на экскурсию Уля Громова и Ваня Земнухов, Сергей Тюленин и Анатолий Попов, многие другие ребята - будущие молодогвардейцы. Могли ли они думать, что наступит час и будут стоять они, не склонившие головы, на краю этого шурфа под дулами фашистских палачей.
   Восточная окраина города. В узких, неровно застроенных улочках, в домиках с палисадниками еще сохранились черты довоенного Краснодона. Ветер взметает дорожную пыль, качает сухие акации. Это дышит степь. Улочки впадают в нее, словно в море речушки. И первое, что властно приковывает глаз,- раскрытый четырехгранник темных пилонов монумента на фоне необъятного неба, а рядом террикон, похожий на древний могильник. К нему ведут прямые стрелы аллей молодого парка. Это мемориальная зона.
   Чугунный знак с надписью: "1943 год, январь", установленный у входа - как граница времени, за которой оживает трагическое прошлое. Идем по красному гравию, как по следу их последней дороги.
   Мысленно переносимся в Краснодон той далекой лютой зимы 43-го, когда гитлеровцы, собираясь бежать под ударами Советской Армии, торопились завершить свое черное дело.
   "Необыкновенной ослепительной ясности ущербный месяц косо стоял на небе. На десятки километров видно было вокруг по степи. Мороз стоял нестерпимый. На севере по всему протяжению Донца вспыхивали зарницы и доносились то стихающие, то усиливающиеся гулы больших и малых боев.
   Никто из родных не спал в ту ночь. Да и не только родные не спали: все знали, что в эту ночь казнят молодогвардейцев. Люди сидели у коптилок, а то и в полной темноте в своих нетопленых квартирах и хибарках, а кто выбегал во двор и долго стоял на морозе, прислушиваясь, не донесутся ли голоса, или урчание машин, или выстрелы". Так описывает А. Фадеев в романе "Молодая гвардия" те страшные дни.
   2 января 1943 года состоялось последнее заседание штаба подпольной организации. Вскоре начались аресты. Первыми схватили коммунистов. С 5 по 11 января в фашистский застенок были брошены большинство молодогвардейцев.
   На допросе начальник краснодонского жандармского поста Отто Шен показывал:
   "Все без исключения молодогвардейцы подвергались пыткам. Их избивали до потери сознания, ломали ноги, руки, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, инсценировав казнь через повешение, а также применяли и другие пытки".
   Но никто из участников подполья не склонил головы перед палачами.
   Руководитель партийно-комсомольского подполья Филипп Петрович Лютиков знал, что его не пощадят. Но знал и то, что на него смотрят десятки арестованных юношей и девушек, находящихся здесь же, в камерах. Ни единого стона не вырвалось у него под пытками. Лютиков все время был спокоен, подбадривал ребят, хвалил их за выдержку.
   "Вернуться домой надежды нет... Мы будем бороться до конца",- пишет в записке, переданной из тюрьмы, коммунистка Мария Георгиевна Дымченко.
   Пример старших товарищей укреплял волю и мужество юных. Коммунисты учили их жить. А теперь учили, как нужно умирать, оставаясь до конца борцом и Человеком. В камере Ульяна Громова читала любимые строки Лермонтова. Уходя на казнь, она оставляет на стене камеры завещание брату Елисею - воину Советской Армии: "Крепче стой за Родину свою".
   С первой группой подпольщиков увезли к шурфу Лютикова. Вместе с комсомольцами он пел старую революционную песню "Замучен тяжелой неволей". Узников выводили небольшими партиями. Раздавалась автоматная очередь, в шурф падали убитые и раненые. И каждый перед смертью бросал в лицо врагам слова ненависти и презрения.
   После освобождения Краснодона войсками Советской Армии началось расследование преступлений оккупантов. В течение многих дней при огромном стечении народа извлекали из шурфа тела погибших молодогвардейцев.
   Из акта районной комиссии по расследованию злодеяний фашистов в Краснодонском районе, совершенных в период с 20 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года:
   "15, 16 и 31 января 1943 года темной ночью после неоднократных страшных пыток немецкие фашисты вместе с предателями Родины расстреляли, а частью сбросили живыми в шурф шахты № 5 71 человека советских граждан. Из них комсомольцев, активных членов организации "Молодая гвардия"... оказалось 49 человек".
   В том же году на месте расстрела подпольщиков был поставлен обелиск с именами погибших. После войны, когда началась работа по увековечиванию памяти "Молодой гвардии", скульпторы и художники обращались к трагедии шурфа шахты № 5. Первым прикоснулся к священной теме Виктор Иванович Мухин. Созданная им скульптурная композиция "Казнь молодогвардейцев" выразительно передавала драматизм тех событий. Прошло сорок лет, и трагический финал героической борьбы краснодонцев предстал в монументальном произведении учеников В. И. Мухина - скульпторов Николая Можаева, Григория Слепцова, заслуженного деятеля искусств УССР Николая Щербакова.
   Когда был объявлен конкурс на создание памятника на месте гибели подпольщиков, в творческое соревнование включились многие мастера из разных городов страны. С особой страстью и вдохновением взялись за выполнение сложной задачи ворошиловградцы. Скульпторы Н. Можаев, Г. Слепцов, Н. Щербаков, молодые архитекторы, тогда недавние выпускники киевских вузов Виталий Десятничук и Михаил Булкин сообща стали разрабатывать проект. В коллективных творческих поисках родилась идея монументальной композиции, в которой архитектурное решение гармонически сливалось с пластикой. Первым, увидев макет памятника в мастерской, поздравил с победой товарищей по искусству Виктор Иванович Мухин. Проект был утвержден художественным советом Министерства культуры УССР с высокой оценкой.
   Несколько месяцев мастерской для скульпторов был огромный цех Краснодонского ремонтно-механического завода, предназначенный для монтажа и демонтажа шахтного оборудования. Долгие недели, изо дня в день, они работали здесь с утра до позднего вечера, забывая о еде, об отдыхе, переживая то удивительное состояние, когда работа уже сама не отпускает от себя художника. То, что еще недавно было замыслом, виделось отвлеченно, теперь материализовалось в конкретных пластических формах, в художественной реальности.
   - Прежде чем приступить к созданию памятника,- рассказывал Н. В. Можаев,- мы долго изучали архивные материалы о последних днях подпольщиков. И хотя история "Молодой гвардии" всем нам хорошо знакома, многие подробности потрясали заново.
   Работа над мемориалом требовала не просто таланта - она была немыслима без сопереживания, без полной отдачи не только творческих, но и духовных, физических сил. Ведь предстояло мысленно пройти вместе с пленниками шурфа все круги фашистского ада, передать их муки и победу их духа.
   Плодотворно сказалось в произведении слияние индивидуальностей художников разных и в то же время как бы дополняющих друг друга. Каждому из них органически близка была и раньше военно-патриотическая тема. Лучшие произведения Н. Можаева, Г. Слепцова, Н. Щербакова нашли признание не только в области, но и в республике, неоднократно экспонировались на выставках. Обращение к подвигу "Молодой гвардии" укрепило содружество трех ваятелей, поистине окрылило их. С увлечением трудились над созданием монумента наряду со своей основной работой в институте "Ворошиловградгражданпроект" архитекторы В. Десятничук и М. Булкин. Работа длилась около десяти лет.
   ...Еще задолго до окончания строительства монумента сюда стали приходить люди. Несли цветы. Приводили детей. Юные пары в канун свадьбы ехали сюда, чтобы поклониться мужеству бессмертных своих земляков.
   А в день открытия мемориала у шурфа собрались тысячи людей. Местные жители. Шахтеры из других районов. Делегации молодежи из разных республик и городов страны.
   Десятки знамен склонилась у красного террикона, где, словно восстав из пепла поднялись над шурфом Непокоренные. Казалось, сами недра расступились, чтобы люди увидели, как погибали герои.
   ...Четыре разных по величине пилона (самый высокий - 16 метров) символизируют взорванный ствол шахты. Шурф как бы вынесен на поверхность, и мы узнаем о последних минутах героев. Монументальная скульптурная композиция сочетает в себе лаконизм и огромную экспрессию. Внутри между пилонами изваяны фигуры погибающих.
   Но перед нами не только страдания людей - это картина битвы, которую здесь, в кровавом мраке, ведут пленники шурфа. Пепельно-черные, словно обугленные в пламени, они продолжают сражаться и здесь, в каменном мешке. Молодой богатырь разрывает веревки, чтобы умереть свободным. Упираясь могучими плечами в каменную глыбу, подняв сжатую в кулак руку, непобежденным встречает смерть коммунист. А рядом - юная девушка, откинув к спине гордую прекрасную голову с косами, выкрикивает проклятия палачам: их ждет расплата, победа придет! Глядя на нее, невольно вспоминаешь прощальный наказ Ули брату...
   Монумент выполнен из металла. Коммунарские металлурги отлили для этой цели чугун особой марки.
   Авторы композиции - люди, кровно связанные с донецкой землей, сумели создать обобщенный образ непокоренного шахтерского Краснодона.
   ...У роковой черты, над черной пропастью ствола, не дрогнули шахтерские сыны и дочери, коммунисты и комсомольцы. Никто не просил пощады.
   "Позже мы узнали... мой отец смело, с поднятой головой пошел к стволу шахты и во весь голос воскликнул: "Умираю за партию!" Он живым был сброшен в шурф",- писала в своих воспоминаниях дочь коммуниста Степана Григорьевича Яковлева.
   Они сражались до последнего дыхания - Непоко- ренные.
   
   
   
   
    "...И МЕРТВЫЕ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ"
   
   К этому памятнику ведет лесная дорога. Когда-то она была узкой тропкой, а сейчас протянулась широко и ровно - к поляне, где возвышается обелиск из темного лабрадорита. С волнением читаем высеченные на нем слова: "...Но и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья: ведь мы вложили в него нашу жизнь".
   Словно вечная стража, стоят у поляны старые дубы и ясени - молчаливые свидетели событий минувшего.
   Разбив гитлеровцев под Сталинградом, советские войска продолжали гнать их на запад. Захватчики доживали в Ровеньках последние дни и торопились в кровавой своей работе. В Гремучем лесу начались массовые расправы над советскими людьми.
   За балкой сквозь густую сеть зелени виднеется серое двухэтажное здание городской больницы. В период фашистской оккупации здесь размещалась жандармерия, а в подвалах - тюрьма. После войны долгое время подвалы оставались заброшенными - мрачное прошлое стояло на их пороге.
   Но вот однажды связисты, ремонтируя телефонный кабель, обнаружили в подвале полевой телефон. Находка натолкнула на мысль тщательно осмотреть подземелье. И оказалось, что мрачные своды фашистской темницы могут поведать о многом; в надписях, сохранившихся на стенах, оживали мысли и чувства тех, кто томился здесь перед расстрелом. По инициативе горкома партии решено было восстановить тюремные камеры, открыть в них экспозицию, посвященную погибшим в Ровеньках молодогвардейцам и коммунистам-подпольщикам. Так в 1967 году возник мемориальный музей "Памяти погибших".
   Главное, к чему стремились его организаторы,- восстановить все, как было. Живая достоверность прошлого таила в себе огромную силу воздействия. Голоса павших, запечатленные каменными стенами, пробуждали в сердцах гнев и скорбь. В застенках ровеньковского гестапо кроме молодогвардейцев провели последние дни сотни патриотов. За каждой надписью, оставленной на стене, стояли чья-то жизнь, страдания и борьба. Кто были эти люди? Начались поиски. Через городскую газету совет музея обратился к населению с просьбой помочь в сборе материалов. И словно прорвало плотину времени - заговорила горькая память войны. Неизвестные ранее факты и свидетельства дописывали все новые и новые строки в биографии погибших, открывали все новые и новые имена.
   В сентябре 1972 года, в тридцатую годовщину создания "Молодой гвардии", музей был расширен. К прежним камерам добавилось еще несколько помещений подвала - бывшей тюрьмы. Здесь разместили новые разделы экспозиции.
   Как попали в Ровеньки пятеро членов краснодонской подпольной комсомольской организации? Когда после доноса предателя в Краснодоне начались аресты, штаб "Молодой гвардии" отдал приказ членам организации покинуть город. Но все дороги прочесывались фашистскими карателями. Олег Кошевой был задержан при облаве близ станции Картушино, в семи километрах от Ровеньков, и доставлен в районную полицию. Сюда же, в Ровеньки, в конце января 1943 года были привезены из Краснодона для новых допросов арестованные Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов. После предварительной "обработки" пятерых молодогвардейцев бросили в тюрьму гестапо, в мрачных подвалах которой ждали своей участи десятки ровенчан.
   ...Раздвигаются железные решетчатые двери, и вы вступаете в мемориальное помещение музея. Обстановка камер воспроизведена такой, какой она была более сорока лет назад, когда в них находились узники.
   Камера пыток. Здесь стоит стол, покрытый расписной бархатной скатертью, кресло. Это - "трон" палачей. Перед столом ставили заключенных. Тут их допрашивали и пытали. Рядом - набор "инструментов": щипцы, крючки, железные прутья... Мастера заплечных дел подвешивали людей на крюках, выворачивали ноги и руки, жгли огнем, рвали тело клещами. "Мучения, которым их подвергали теперь, были мучения, уже не представимые человеческим сознанием, немыслимые с точки зрения человеческого разума и совести",- писал А. Фадеев в романе "Молодая гвардия".
   Здесь допрашивали Олега Кошевого, Любовь Шевцову. На стене висит копия картины художника М. Поплавского, изображающая Олега Кошевого на допросе. Юный комиссар с седыми волосами дерзко смотрит на следователя. "Все равно вы погибнете, фашистские гады!" - бросил он в лицо палачам.
   В соседней камере нет ничего - только стены. В жуткой непреложности факта предстает перед нами застенок. За тяжелой кованой дверью - узкий склеп, уходящий куда-то в темноту, в бесконечность. Сырые, в плесени, стены, земляной пол - он был всегда мокрым от протекавших канализационных труб. Крохотные, замазанные сажей оконца, до которых не дотянешься, не увидишь и кусочка неба.
   Каземат совершенно пуст. Никаких признаков человеческого, пусть тюремного, но пристанища. Ничего, кроме стен. Сюда бросали людей, как в каменный мешок, и дорога отсюда была одна - на расстрел.
   В склеп вталкивали полуживых людей после допроса. Его набивали до отказа с помощью прикладов. Люди не могли здесь даже сидеть, только стояли - мужчины, женщины, старики. Время от времени железная дверь открывалась, кого-то уводили на казнь, заталкивали новых. Каждый день совершалось роковое движение - от жизни к смерти. Но в этом обиталище ужаса люди продолжали бороться.
   ...Тусклая лампочка загорается вверху, и при ее слабом свете начинаешь различать надписи на стенах. Их оставили узники. Скорбное чувство испытываешь здесь. Но одновременно - и возвышающее, потому что в этих обрывках фраз во всем величии предстает перед нами Человек. Он сильнее страха и мук, сильнее смерти. Родина, Коммунистическая партия дали ему то великое духовное оружие идейности, сокрушить которое не могла вся гитлеровская машина смерти.
   "Умру, но не сдамся. Лучше смерть, чем рабство". Чья рука вывела на стене эти слова? Чья ненависть запечатлелась в судорожном напряжении букв-царапин: "Скоро придут наши. Фашистские гады, за нас ответите!" "Умираю за Родину, но как чертовски хочется жить!"
   Только стены. Каменные стены. Только мрак и молчание. Но стоит переступить порог - и стены начинают звучать. Они взывают к мщению, они проклинают убийц и благословляют жизнь.
   Снова и снова всматриваешься в надписи на стенах. Чье сердце не пронзит вот эта: "Мама, я тебя сейчас вспомнила... Прошу простить меня. Взяли навеки..."
   Как ощутимо здесь мгновение чужой жизни, мгновение смертельной тоски, леденящего сознания, что все уходит - уходит навеки! А тебе ведь только восемнадцать. Какая же великая сила духа жила в них: такие юные, казалось, еще не закаленные жизнью, смогли вынести невероятные испытания, не сломиться!
   Это стена мужества и победы. А едва заметные буквы-царапины кажутся огненными письменами, что проступают сквозь камень. "Врагов не считают, их бьют". В этих словах отразилась мужественная душа юного комиссара "Молодой гвардии".
   ...Каждый день белую тишину Гремучего леса пронзали автоматные очереди. Заключенных выводили из подвала и вели через балку на ту сторону, где стыл неподвижный лес. На краю балки стояла деревянная полицейская будка. Единственный для узников полустанок на последнем пути. Здесь им приказывали раздеваться и в одном белье гнали к лесной поляне, ставили над засыпанной снегом ямой. И вдруг с треском разрывали жуткое безмолвие выстрелы, бились о землю и небо проклятья и стоны. Мгновенье, другое... И опять стихал лес.
   Молодогвардейцев расстреляли 9 февраля 1943 года. Всего несколько дней не дожили они до освобождения города.
   Никто из них не просил пощады. Изувеченные, они старались идти прямо, из последних сил поддерживая друг друга. Люба все пыталась запеть. Самоотверженная, отчаянно смелая, никогда не унывающая Люба! Истинная шахтерская дочь! Палачи ничего не могли с ней поделать. Она плевала им в лицо на допросе, смеялась над их бессильной злобой, шутила и пела, чтобы подбодрить товарищей. Даже в самую последнюю минуту, когда автоматы уже нацелились ей в грудь, она осталась верна себе: сорвала с плеч изорванное пальто, крикнула полицаю: "Возьми на память!" - и швырнула пальто.
   Олег не был убит сразу. Автоматы уже смолкли, когда он вдруг поднял голову. Волосы его были в снегу, а лицо представляло одну черно-кровавую рану. Взгляд Олега, устремленный на врагов, горел такой ненавистью, что один из жандармов в ужасе подбежал к лежавшему навзничь юноше и выстрелил ему прямо в голову.
   ...Белый-белый, как в саван одетый, стоял лес. А над ним в морозной мгле - багровое солнце. Могильная тишина застыла над лесной поляной...
   После освобождения много людей из разных мест пришло в лес в горькой надежде найти останки родных и близких.
   Елена Николаевна Кошевая вспоминала: "18 марта мы вместе с Ниной и Ольгой Иванцовыми нашли и опознали трупы Шевцовой, Огурцова, Субботина и Остапенко. Олега нигде не было. Я ходила по лесу с тайной надеждой, что сына здесь нет. Но 19 марта, как только отрыли первый труп, я без крика бросилась к нему. Положила тело Олега на саночки и везла сюда по направлению к больнице. Навстречу шли наши части. Один из бойцов спросил: "Мать, кого везешь?" Я ответила: "Сына". "Ой, какой же он у тебя молодой! - и по щекам бойца потекли слезы.- Ну, ничего, мать, мы за него отомстим!"
   Олега Кошевого, Любу Шевцову и их товарищей по борьбе похоронили в Ровеньках. На месте расстрела в Гремучем лесу установлен величественный обелиск. Его авторы - комсомольцы, учащиеся Головинского промышленнотехнического училища № 2 на Житомирщине - выразили в нем свою любовь и восхищение бессмертным подвигом молодогвардейцев.
   
   
   
   
    СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО
   
   Прощались с молодогвардейцами, расстрелянными в Гремучем лесу, теплым весенним днем, когда на солнце уже звенела первая капель и небо было синим, прозрачным. Хоронили их в городском сквере, связанном с памятными для ровеньковцев событиями истории.
   Осенью 1922 года трудящиеся Ровеньков послали телеграмму Владимиру Ильичу Ленину: "Сегодня, 7 ноября, в день пятилетия Октябрьской революции, мы, рабочие и крестьяне Ровенецкой волости Донбасса, шлем Вам сердечный привет и наилучшие пожелания в будущей Вашей работе по борьбе с международными врагами пролетариата. Ровенецким волостным исполнительным комитетом торжественно открыт памятник в честь пятилетия Октябрьской революции. Открыта электрическая станция, дающая свет беднейшему населению волости".
   Обелиск - один из первых в стране революционных памятников - был установлен там, где в феврале семнадцатого большевики проводили митинг, посвященный свержению самодержавия. Позднее здесь был разбит небольшой сквер. Через двадцать лет, в марте 1943 года, рядом с обелиском хоронили в братской могиле членов "Молодой гвардии" - Олега Кошевого, Любу Шевцову, Семена Остапенко, Виктора Субботина, Дмитрия Огурцова.
   "...Пришло очень много людей,- вспоминала ровеньковская учительница Г. П. Воробьева.- ...В крайнем гробу было тело Олега Кошевого. Крышку гроба приоткрыли до половины и положили на нее фотографию... Возле гроба сидела на табуретке мать, Елена Николаевна. Она не плакала, а только смотрела на него.
   Во втором гробу лежала Люба Шевцова. Крышка гроба также была приоткрыта... Одета она была в легкую блузочку кремового цвета. "Звери,- говорили люди,- живое тело резали". На спине у Любы фашисты вырезали звезду.
   В 40-ю годовщину создания краснодонского партийно-комсомольского подполья на месте захоронения молодогвардейцев был открыт мемориальный комплекс "Слава". Проект его разработала группа киевских художников в составе скульпторов Н. В. Запорожца, А. К. Редько, конструктора Л. И. Викторова, архитекторов В. Г. Смирнова и Р. П. Юхтовского.
   ...По светлым мраморным плитам поднимаемся на площадку. Вдоль каменной стены - голубые ели. Справа - братская могила в виде прямоугольного саркофага, состоящего из пяти надгробий. На черных плитах - бронзовая геральдика наград, которыми были посмертно удостоены погибшие комсомольцы. На гранитной стеле слова: "Подвигу молодогвардейцев - жить в веках". На холме, напоминающем террикон, изваянная скульптурная группа: Олег Кошевой, Люба Шевцова, Семен Остапенко, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов. Юные, одухотворенные лица. Герои, и погибая, остаются сильнее своих врагов, сильнее страха. "Смерти смотреть прямо в глаза!" - был последний приказ комиссара "Молодой гвардии" О. Кошевого. И они выполнили его.
   Выступая на митинге по случаю торжественного открытия мемориального комплекса "Слава", бригадир горнорабочих очистного забоя шахты имени М. В. Фрунзе объединения "Ровенькиантрацит", лауреат премии Ленинского комсомола Николай Скрыпник сказал:
   - Героический подвиг молодогвардейцев вдохновляет нас, комсомольцев 80-х годов, на подвиг трудовой. Наша бригада взяла обязательство работать так, чтобы каждую смену перевыполнять производственное задание, давать дешевый уголь.
   
   
   
    РЕЛИКВИЯ НА ПОСТАМЕНТЕ
   
   К этому памятнику не прикасалась рука ваятеля. Его поставила война.
   Кто бывал в Волгограде, тот видел в нескольких местах города танки - памятные вехи на линии героической Сталинградской обороны. Танк на одной из центральных улиц Краснодона - памятник тем, кто в это же время в маленьком шахтерском городке тоже держал оборону - в окопах подпольной борьбы. А также тем, кто патриотическим трудом в тылу крепил наступательную мощь Советской Армии.
   Огненный вал войны только откатился за Миус, и сразу же на-гора пошел первый уголь из восстановленных шахт Донбасса. В те суровые дни на всю страну прогремела слава молодого краснодонского горняка Ивана Панащатенко. "Комсомольская правда" 18 ноября 1943 года в корреспонденции "Самоотверженно работают земляки молодогвардейцев" писала: "Небольшая жизнь прожита Иваном Панащатенко, но многое ему пришлось узнать и изведать. До войны он начал работать на стахановской шахте "Центральная-Ирмино". Но вот грянула война. Немцы гнали горняков работать на шахты, но донбассовцы не хотели становиться рабами. Тюрьмы, расстрелы, виселицы - ничто не могло сломить гордого духа шахтеров!
   Много горя и слез увидел молодой горняк на своем пути. Раны Донбасса, кровь женщин, стариков и детей, пролитая врагом, взывали к мести... Когда Красная Армия освободила часть Ворошиловградской области, Панащатенко, не зная усталости, проводил на шахте дни и ночи.
   Возглавив фронтовую бригаду на шахте № 1-бис, Иван Панащатенко трудился под девизом "Каждая тонна угля - удар по врагу!" По 1000 и 2000 процентов нормы за смену давал забойщик- богатырь! Когда под землей был Панащатенко, уголь на-гора шел рекой, и навалоотбойщики едва успевали убирать его.
   Работая с невиданным напряжением, комсорг шахты Иван Панащатенко сумел повести за собой остальных. В своем обращении к воинам-освободителям горняки писали: "На каждый ваш боевой подвиг мы ответим трудовым подвигом. Давайте вместе обушком и винтовкой, отбойным молотком и пулеметом, врубовой машиной и танком бить изверга фашиста..."
   "Врубовой машиной и танком". В одну могучую силу удара по фашистским захватчикам сливались подвиги солдат фронта и тыла. Иван Иванович Панащатенко выступил инициатором строительства танковой колонны "Молодая гвардия" и инее в его фонд тридцать тысяч рублей личных сбережений. Его примеру последовали многие краснодонцы. На собранные средства была построена танковая колонна имени "Молодой гвардии". Она с честью пронесла славу героев Краснодона по дорогам войны. И танк № 115 на пьедестале в центре Краснодона - один из стальных воинов той армады. Он не раз был тяжело ранен. Но после ремонта, со шрамами на броне, снова занимал место в боевом строю. И так - до самой Победы.
   А после войны, навечно породненная с землей "Молодой гвардии", легендарная "тридцатьчетверка" стала на постамент в Краснодоне. На мемориальной доске, укрепленной на пьедестале, значится: "Эта боевая машина - памятник гражданскому подвигу краснодонцев, передавших в годы Великой Отечественной войны свои личные сбережения на строительство танковой колонны "Молодая гвардия".
   На митинге по случаю открытия необычного памятника почетный гражданин Краснодона Иван Иванович Панащатенко сказал: "Мною руководило тогда прежде всего желание отдать дань глубокого уважения и признательности моим землякам - молодогвардейцам. Я верил, что моя инициатива будет широко поддержана советскими людьми".
   У памятника "Танк" проходят традиционные встречи участников Великой Отечественной войны, звучат горны. В торжественные дни здесь становится почетный пионерский караул.
   
   
   
    АЛЛЕЯ БЕССМЕРТНЫХ
   
   Недалеко от трассы Ворошиловград-Краснодон расположено крупнейшее в городе угольное предприятие. Это шахта № 2-бис имени "Молодой гвардии". Первый уголь из ее недр был выдан в 1938 году. Незадолго до начала Великой Отечественной войны коллектив прославился высокой производительностью труда.
   Фашисты сильно разрушили шахту, ее выработки были затоплены. После изгнания захватчиков краснодонцы принялись споро восстанавливать горняцкое хозяйство. Уже к концу 1943 года были пущены семь шахт. Одной из первых стала в строй действующих и № 2-бис, ей было присвоено имя "Молодой гвардии".
   Коллектив предприятия взял шефство над семьями молодогвардейцев. После смены, как и многие краснодонцы, шахтеры шли благоустраивать центральную площадь города, где был потом установлен памятник "Клятва". Комсомольцы-горняки внесли немало средств, заработанных во внеурочное время, в молодогвардейскую копилку на строительство музея "Молодая гвардия".
   Однажды шахтеры пригласили к себе на встречу Ворошиловградских скульпторов В. И. Мухина, В. X. Феденко и В. И. Агибалова - авторов монумента "Клятва". Гости увлеченно рассказывали о своей работе над произведениями, посвященными подвигам краснодонского подполья. Слушатели как бы мысленно побывали в их удивительной творческой лаборатории, узнали о том, что в мастерских хранится множество вариантов и заготовок, многие из них могли стать самостоятельными произведениями искусства.
   А что если на территории шахты, носящей имя подпольной организации, установить скульптурные портреты героев "Молодой гвардии"? Эта мысль показалась парторгу ЦК ВКП(б) В. Д. Васильеву вполне реальной. В комитете комсомола отнеслись к предложению Владимира Демьяновича со всей серьезностью.
   Молодежь взялась благоустроить большой пустырь перед шахтоуправлением, разбила сквер, на главной аллее были высажены молоденькие туи. Среди этих вечнозеленых кустарников весной 1957 года были установлены бюсты Филиппа Петровича Лютикова, Ивана Туркенича, Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой.
   Много лет прошло с той поры. Поднялись деревья в шахтерском сквере, разрослись туи. Кустарники всегда аккуратно подстрижены. На фоне их густой яркой зелени и зимой и летом сияют бронзовые портреты бессмертных героев.
   Не гаснет трудовая слава этого горняцкого предприятия. В 1970 году его коллектив за отличные показатели в труде в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховном Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Одним из лучших он показал себя и в соревновании посвященном 40-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
   

Наверх
   
   



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.