Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться в раздел СТАТЬИ

Юрий Победоносцев
Почетная и увлекательная работа


   Работа над кинофильмом "Молодая гвардия", необычайно интересна и увлекательна и вместе с тем сложна и ответственна.
   Прежде всего, это исходят из самого материала. В картине будут показаны события, происходившие совсем недавно, а вместе с тем уже вошедшие в историю нашего народа, как факты, свидетельствующие о высоких моральных качествах советских людей, о великой преданности их своему долгу. Героями картины являются юноши и девушки, отдавшие свою молодую жизнь во имя свободы к независимости нашей Родины. Они бестрепетно пошли на смерть и обессмертили свои имена. Работа над воссозданием в художественном кинофильме их светлых образов - великая честь и великая ответственность.
   Действующие лица фильма - молодежь. Самые старшие из молодогвардейцев едва достигли двадцатилетнего возраста. Поэтому художественный руководитель фильма, заслуженный деятель искусств С. А. Герасимов привлек для работы в картине молодежь, доверив ей самые ответственные роли. Впервые в истории кинематографии над созданием столь трудной и ответственной картины работает коллектив, подавляющее большинство которого составляет молодежь. Это студенты - выпускники Всесоюзного Государственного института кинематографии. Для большинства из нас этот фильм явится дипломной работой.
   Работа над "Молодой гвардией" началась еще весной прошлого года в виде инсценировок отрывков го книги Фадеева. В августе группа студентов-режиссеров и операторов с режиссером Э. Ю. Волк была командирована в Краснодон для сбора дополнительного фактического материала, необходимого для претворения литературного произведения в кинофильм. Мы прожили в Краснодоне месяц, узнавали и собирали все, что касалось жизни, борьбы и гибели молодогвардейцев. Мы познакомились с семьями погибших героев, их друзьями и знакомыми, с оставшимися в живых членами организации, стараясь возможно более точно восстановить картины героической борьбы. Было сделано более семисот фотоснимков, зарисовок, схем.
   Написанный по роману Фадеева сценарий Герасимов разбил на ряд сцен, поручив их постановку в репетиционном масштабе студентам-режиссерам. Эта работа осуществлялась нами в Московском театре киноактера. Каждый из нас, широко используя добытый в Краснодоне материал, вполне самостоятельно ставил порученные ему сцены.
   В качестве примера я могу привести свою работу над сценой, получившей у вас название "Немцы у Шевцовых". В романе Фадеева Ефросиний Мироновна Шевцова рассказывает Валько о том, как Люба сорвала со стены повешенный немецкими офицерами портрет Гитлера, и, не удовлетворившись этим, оскорбленная в своем патриотическом чувстве, повесила на стену портрет товарища Сталина. Поразительная смелость этого поступка была такова, что немцы растерялись, а Люба благополучно избежала жестокой расправы.
   В Краснодоне я от самой Ефросинии Мироновны узнал подробности этого поступка. Он показался мне настолько волнующим, что мне захотелось внести его в будущий кинофильм. С. А. Герасимов одобрил мою мысль. Я написал текст сцены, согласуя его с тем, что было сказало у Фадеева, пригласил, с санкции Герасимова, на роль немецкого полковника артиста А. А. Файт и на роль ею адъютанта артиста Тетеркина. Исполнительницы ролей Любы к ее матери уже были определены раньше.
   После тщательной работы над сценой мы показали ее Герасимову. Он нашел в сцене ряд недостатков, которые были нами исправлены и последующей работе. Эта сцена включена в сценарий "Молодой гвардия", Введение новой сцены в сценарий является исключением, но в остальном работа над другими сценами велась аналогичным образом. Молодые режиссеры ставили эти сцены, имея возможность проявить свои творческие способности.
   творческие способности.
   В павильонах киностудии "Союздетфильм" были выстроены декорации краснодонских квартир, где жили и работали молодогвардейцы. Тут произведена съемка, значительной части сцен.
   Теперь мы подошли к самой трудной и ответственной части работы. Вся съемочная группа переехала в Краснодон для так называемых натурных съемок всего того, что происходило на улицах, шахтах Краснодона, его окрестностях, в степи, на реках Каменке и Донце.
   Мы должны работать на тех местах, где в действительности происходили события, описанные Фадеевым в его романе. Нам предстоит воссоздать горестные картины всенародного бедствия во время фашистского нашествия.
   Съемки только что начались. Предстоит преодолеть немало трудностей. Но мы верим в успех дела. При помощи общественности мы сумеем достойно выполнить доверенную нам почетную задачу.


   Юрий ПОБЕДОНОСЦЕВ -
   режиссер-практикант,
   сталинский стипендиат.
   
   Ворошиловградская правда 1947 г.
   



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.