Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку статей

Юрий Ткаченко
Как создавалась "Клятва"


       В центре Краснодона на гранитном постаменте застыла отлитая в бронзе легендарная пятерка знаменитого молодежного подполья: Олег Кошевой. Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова и Ульяна Громова. В бывшем Союзе их имена знали все от мала до велика. Знали, что памятник называется "Клятва".
   
   
    Памятнику быть!

   
   Об увековечении памяти погибших молодогвардейцев в Краснодоне заговорили вскоре после освобождения города от фашистов. Уже 4 июля 1943 года на заседании бюро Краснодонского райкома партии было решено: "Просить Ворошиловградский обком КП(б)У и облисполком поставить вопрос перед ЦК КП(б)У и Президиумом Верховного Совета УССР об ассигновании средств для сооружения в Краснодоне памятника "Молодой гвардии" и об оказании помощи архитектурными силами".
   Местную инициативу вскоре поддержали и в Центральном комитете комсомола Украины, и в ЦК ВЛКСМ, а также вышестоящих партийных инстанциях. В том же году среди скульпторов Союза был объявлен конкурс на лучшее исполнение проекта. Участников и вариантов было немало, но лучше всех с задачей справились три ворошиловградца - к тому времени уже довольно известные ваятели Виктор Мухин, Василий Федченко и Василий Агибалов
   
   
   
    Связанные одной "Клятвой"
   
   Конкурс конкурсом, но мало кто знает, что от рождения идеи и до того момента, как с памятника упало белое полотно, прошло почти десять лет. И для того чтобы один из самых знаменитых культовых монументов советского искусства появился на свет, надо было, чтобы в том же 1943 году в недавно освобожденном Ворошиловграде, встретились три известных скульптора.
   Виктор Мухин родился в 1914 году в Горловке в семье шахтера. В 1938-м с отличием окончил Киевский художественный институт и через год был направлен преподавателем в Ворошиловградское художественное училище. В это же училище в 1943-м на преподавательскую работу направили и харьковчанина Василия Агибалова. Третий автор будущего шедевра Василий Федченко как раз в это время одним из первых скульпторов области начинал работу над созданием памятников на могилах жертв гитлеровской оккупации. "Клятва" стала их первой совместной работой и на долгие годы связала судьбы мастеров.
   
   
    Почему обули Сергея Тюленина
   
   Поставленная перед троицей скульпторов задача была не из простых. В течение года мастера регулярно выезжали в Краснодон. Встречались с родителями, друзьями и знакомыми молодогвардейцев, по крупицам собирая сведения о своих героях. Их интересовало все - черты лица, манеры, осанка, рост, особенности телосложения. И как не раз потом признавались сами - словесные портреты комсомольцев зачастую оказывались ценнее скудных фотографий довоенной поры. Один из первых вариантов будущего памятника был представлен в 1945 году в Киеве на республиканской выстааке "Комсомол Украикы в Великой Отечественной войне". Отзывы были благожелательными. И окрыленные успехом ваятели продолжили работу. Постепенно викристализовалась магистральная идея - изобразить "ядро" молодежного подполья в образе Героев Советского Союза.
   Работа шла непросто, каждый из доброго десятка вариантов тут же выносился на обсуждение Республиканского и Союзного комитетов по делам искусств, ЦК КПСС и ЦК КПУ. За творческими исканиями скульпторов следила вся страна.
   18 августа 1946 года газета "Ворошиловградская правда" сообщала: "Недавно в Киеве состоялся просмотр предложенных вариантов. Был принят вариант под названием "Клятва". Никита Сергеевич Хрущев дал ему высокую оценку".
   А родители героев каждый раз вносили какие-то коррективы в тот или иной образ. Авторы не могли не считаться с их мнением.
   Так, Сергей Тюленин первоначально был изображен босым. Мать и сестры молодогвардейца вроде бы не возражали. Ведь и в романе Фадеева было написано, что Сергей "был закален на всех солнцах и ветрах, дождях и морозах, и кожа у него на ступнях задубела, как у верблюда..." Но в последний момент, когда гипсовую модель уже подготовили к отливке, Александра Васильевна попросила "обуть" ее сына: "Пусть будет, как все". Просьба была выполнена.
   
   
   
    Площадь ахнула
   
   28 октября 1950 года Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР утвердил проект памятника. Затем последовали три года напряженной работы. После чего отлитую в гипсе семиметровую скульптурную группу разобрали на части, упаковали в ящики и отправили в Ленинград, на завод "Монументскульптура" для отливки в бронзе. Почетный заказ литейщики выполнили досрочно.
   Тем временем бригада киевских научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора Александра Сидоренко из розового гранита, добытого в Токовском карьере (Запорожская область), в кратчайшие сроки изготовила пьедестал. Для установки и монтажа памятника в Краснодон приехали специалисты из Киева и Ленинграда. Одновременно шла работа по благоустройству центральной площади.
   ...Полвека назад, 12 сентября 1954 года, в канун одиннадцатой годовщины награждения подпольщиков с монумента упало шелковое покрывало. Площадь ахнула. Родители и оставшиеся в живых молодогвардейцы не могли сдержать слез.
   За создание этого памятника всем трем скульпторам было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств УССР". Их дальнейшая творческая судьба сложилась удачно. А "Клятва" стала центром внушительного мемориального комплекса, выросшего в Краснодоне в последующие два десятилетия.
   Последние годы многое изменили в жизни Краснодона и краснодонцев.
   Но отношение к памятнику у горожан осталось неизменным. Им по-прежему гордятся.
   И даже особо тяжелые времена, когда охотников "цветным металлом" не могли остановить даже кладбищенские ограды, не говоря уже о мемориальных досках, никто не посмел осквернить "Клятву".
   
   
    Анатолий НИКИТЕНКО - директор Краснодонского ордена Дружбы народов музея "Молодая гвардия":
   - ДЛЯ Краснодона "Клятва" нечто большее, чем ; просто памятник. За эти полвека он стал символом нашего шахтерского города. Создатели вложили в него столько творческой энергии, столько души, что особенная, добрая аура монумента продолжает притягивать к себе людей.
   Здесь отмечают все городские праздники, к его подножию приезжают молодожены. Мне не раз доводилось встречаться с. всеми тремя "отцами" памятника. Они до конца жизни считали "Клятву" лучшим своим детищем. И никогда не упускали случая приехать в Краснодон и проведать, как он. Светлая им память.
   
   
   Кстати
   
   У "Клятвы" есть двойник. В благодарность за хорошо выполненный заказ ленинградским литейщикам позволили отлить точную копию монументы и установить его в городе на Неве. Сейчас памятник можно увидеть рядом со станцией "Нарвские ворота".
   
   
   
    Юрий ТКАЧЕНКО.
   Подготовлено по материалам
   Краснодонского ордена Дружбы народов
   музея "Молодая гвардия

   
   
   
   
   
   



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.
Эволюция методов оцифровки кинопленки.