А. Дружинина
Работа школьных музеев "Молодой Гвардии" в настоящее время
Результаты
социологических исследований в нашей стране показывают, что у современной
молодежи формируется новая система ценностей, среди приоритетов которой
патриотизм занимает далеко не первое место. Но "...утратив
патриотизм и связанные с ним национальные гордость и достоинство, мы потеряем
себя как народ, способный на великие
свершения".
{1}
Правительством Российской Федерации 16 февраля
2001 года было принято специальное Постановление за № 122, которое называется
"Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы". В этой Программе особо отмечается, что в
патриотическом воспитании "учитывается опыт и достижения прошлого, современные
реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества".
{2}
И
хотя Я. Хенкин отмечает, что "прежняя идеология, определявшая цели, задачи,
методы работы с подрастающим поколением, удалена из школьной жизни решительно и
практически без остатка",
{3}
однако в правительственной Программе ..." особое
место отводится созданию музейных экспозиций",
{4}
как центрам формирования
культуры исторического познания, центрам патриотического
воспитания. Мы видим, что жизнь заставляет вернуться к
тому, что уже проверено временем, и поэтому целью данного исследования стало
изучение деятельности музеев "Молодой гвардии" в настоящее
время. В 50-е годы начали появляться первые школьные музеи
"Молодая гвардия": сначала в школах Краснодона, затем в Москве, в Сыктывкаре, в
Харькове, в Сарапуле и в других городах. К концу 80-х, по данным научного
сотрудника Краснодонского музея "Молодая гвардия" Л.А. Чепраковой,
{5}
их в
Советском Союзе было 276, по сведениям О.И. Иванцовой,
{6}
члена "Молодой
гвардии", - 315. По данным автора, общее число музеев, уголков и постоянных
выставок, носящих имя "Молодой гвардии" достигло к 1991 году 331-
го. После распада СССР почти все школьные музеи "Молодой
гвардии" прекратили свое существование. На сегодняшний день удалось
установить, что действующих музеев осталось всего лишь восемь. В каждый было
направлено письмо с просьбой рассказать о своей работе в последние годы. В
письмо была также вложена анкета с вопросами, на которые хотелось бы получить
ответы. 1. Один из них находится в Башкирии, в г. Уфе, в
гимназии № 64, где, хотя музей до сих пор и называется музеем "Молодой гвардии",
работа по сохранению памяти молодогвардейцев почти не ведётся. Даже во время
празднования 55-тилетия Победы, они лишь "...провели встречу с учащимися,
первыми посетившими г. Краснодон".
{7}
2. Школьный музей в
г. Сарапуле республики Удмуртия в школе № 21. 16 декабря они отметил 25-тилетний
юбилей: "... состоялось торжество в Доме творчества и досуга. Бессменный
руководитель музея А. Е. Корякова, учителя и ученики школы организовали и
провели вечер памяти молодогвардейцев. Звучали песни, стихи и тёплые слова в
адрес героев тех суровых военных лет".
{8}
Руководитель музея Корякова А. Е. видит
отрицательный момент в том, что сейчас их музей как бы "варится в собственном
соку"
{9}
- прервались почти все связи. 3. Сохранился
школьный музей "Молодой гвардии" и в г. Сыктывкаре республики Коми, в школе №
12, оттуда было сообщено, что работа у них проводятся так же, как и в прошлые
годы 4. Четвёртый музей находится также в республике Коми,
в г. Сосногорске, в средней школе № 89. К сожалению, об этом музее ничего
сказать нельзя, так как ответа из него до сих пор не
получено. 5. Обрадовало то, что в годы разрушения музеев
всё-таки появляются и новые. Года три назад был открыт музей на родине Виктора
Третьякевича в школе села Ясенки, Горшечинского района Курской области. Важным
было то, что письмо прислала от имени всех экскурсоводов Алла Аханова, ученица
10 класса
{10}
, в то время как из других музеев писали
руководители. 6. Из шестого музея, работающего в средней
школе № 16 в г. Алексин Тульской обл. ответа не
получено. 7.Из средней школы № 12 г. Щёлково Московской
обл.: "Но музей наш "Молодая гвардия" работает и живёт полнокровной жизнью вот
уже 39 лет. Работа идет беспрерывная в плане патриотического воспитания, и школе
это нужно. А формы работы всё время выискиваю новые".
{11}
8.
Музей в школе-интернате № 49, который расположен в Стрельне, в Петродворце до
сих пор работает так, что в Книге Отзывов появляются такие строки: "Спасибо, что
Вы смогли в наше нелегкое время сохранить духовность, нравственность и интерес
ребят к прошлому нашей Родины. Ст. вожатая школы № 542
Аржанукина"
{12}
. Но ответы на анкеты с мнением учеников о
нужности музея и нравственных ориентиров школьников были присланы лишь из
Сыктывкара и Ясенок. Думаю, что объяснение этому дала Дроздова Л. Ф.,
руководитель музея в Щёлково: "На Вашу просьбу провести анкетирование сразу
отвечу, что сделать полностью не смогу и обнадёживать не стану. Все Ваши вопросы
могли быть освещены в прошлом, так как в настоящее время работа в школе в таком
плане не ведётся.
{13}
Но нельзя забывать, что каждая встреча
в стенах музея, каждое прикосновение к истории - это связь времен, это ориентир
на завтрашний день.
Дружинина Алёна, студентка 3 курса факультета истории и
социальных наук Ленинградского Государственного
областного Университета им. А.С.
Пушкина.
{1}
-
Путин В.В. Россия на рубеже
тысячелетий // Независимая газета. - 1999. - 12 декабря
Вeрнуться
{2}
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы" // Народное образование. - 2001. - № 7. С. 247.
Вeрнуться
{3}
-
Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев //
Воспитание школьников. - 2001. - № 3. С.
Вeрнуться
{4}
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 16
февраля 2001 года № 122. Государственная программа "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" // Народное образование. -
2001. - № 7. С. 250.
Вeрнуться
{5}
-
Из журнала регистрации школьных
музеев в Краснодонском Государственном музее.
Вeрнуться
{6}
-
Из письма
Иванцовой О. И. Арутюнянц А. П. (жене Георгия Артюнянца) от 10 апреля 1983
года.
Вeрнуться
{7}
-
Из письма Фёдорова А. А. автору от 22.марта 2002.
С.19.
Вeрнуться
{8}
-
Краснопёрова Н. Память жива - и это главное //
Красное Прикамье. - 2001. - 18 декабря. Газета города Сарапула и Сарапульского
района.
Вeрнуться
{9}
-
Письмо Коряковой А. Е. автору от 06. 12.
00.
Вeрнуться
{10}
-
Письмо Ахановой А. от 20 марта 2002 г.
Вeрнуться
{11}
-
Из письма Дроздовой Л. Ф. Автору от 2 апреля 2002 г. С. 1
Вeрнуться
{12}
-
Из Книги Отзывов музея "Молодая гвардия" школы-
интерната № 49 г. Стрельны. С. 152.
Вeрнуться
{13}
-
Из письма Дроздовой Л. Ф. Автору от 2 апреля 2002 г. С. 1
Вeрнуться
|