Молодая Гвардия

       <<Вернуться к материалам Алёны Дружининой


А. Дружинина
Работа школьных музеев "Молодой Гвардии" в настоящее время

   Результаты социологических исследований в нашей стране показывают, что у современной молодежи формируется новая система ценностей, среди приоритетов которой патриотизм занимает далеко не первое место.
   Но "...утратив патриотизм и связанные с ним национальные гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения". {1}
   Правительством Российской Федерации 16 февраля 2001 года было принято специальное Постановление за № 122, которое называется "Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". В этой Программе особо отмечается, что в патриотическом воспитании "учитывается опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества". {2}
   И хотя Я. Хенкин отмечает, что "прежняя идеология, определявшая цели, задачи, методы работы с подрастающим поколением, удалена из школьной жизни решительно и практически без остатка", {3} однако в правительственной Программе ..." особое место отводится созданию музейных экспозиций", {4} как центрам формирования культуры исторического познания, центрам патриотического воспитания.
   Мы видим, что жизнь заставляет вернуться к тому, что уже проверено временем, и поэтому целью данного исследования стало изучение деятельности музеев "Молодой гвардии" в настоящее время.
   В 50-е годы начали появляться первые школьные музеи "Молодая гвардия": сначала в школах Краснодона, затем в Москве, в Сыктывкаре, в Харькове, в Сарапуле и в других городах. К концу 80-х, по данным научного сотрудника Краснодонского музея "Молодая гвардия" Л.А. Чепраковой, {5} их в Советском Союзе было 276, по сведениям О.И. Иванцовой, {6} члена "Молодой гвардии", - 315. По данным автора, общее число музеев, уголков и постоянных выставок, носящих имя "Молодой гвардии" достигло к 1991 году 331- го.
   После распада СССР почти все школьные музеи "Молодой гвардии" прекратили свое существование. На сегодняшний день удалось установить, что действующих музеев осталось всего лишь восемь. В каждый было направлено письмо с просьбой рассказать о своей работе в последние годы. В письмо была также вложена анкета с вопросами, на которые хотелось бы получить ответы.
   1. Один из них находится в Башкирии, в г. Уфе, в гимназии № 64, где, хотя музей до сих пор и называется музеем "Молодой гвардии", работа по сохранению памяти молодогвардейцев почти не ведётся. Даже во время празднования 55-тилетия Победы, они лишь "...провели встречу с учащимися, первыми посетившими г. Краснодон". {7}
    2. Школьный музей в г. Сарапуле республики Удмуртия в школе № 21. 16 декабря они отметил 25-тилетний юбилей: "... состоялось торжество в Доме творчества и досуга. Бессменный руководитель музея А. Е. Корякова, учителя и ученики школы организовали и провели вечер памяти молодогвардейцев. Звучали песни, стихи и тёплые слова в адрес героев тех суровых военных лет". {8} Руководитель музея Корякова А. Е. видит отрицательный момент в том, что сейчас их музей как бы "варится в собственном соку" {9} - прервались почти все связи.
    3. Сохранился школьный музей "Молодой гвардии" и в г. Сыктывкаре республики Коми, в школе № 12, оттуда было сообщено, что работа у них проводятся так же, как и в прошлые годы
   4. Четвёртый музей находится также в республике Коми, в г. Сосногорске, в средней школе № 89. К сожалению, об этом музее ничего сказать нельзя, так как ответа из него до сих пор не получено.
   5. Обрадовало то, что в годы разрушения музеев всё-таки появляются и новые. Года три назад был открыт музей на родине Виктора Третьякевича в школе села Ясенки, Горшечинского района Курской области. Важным было то, что письмо прислала от имени всех экскурсоводов Алла Аханова, ученица 10 класса {10} , в то время как из других музеев писали руководители.
   6. Из шестого музея, работающего в средней школе № 16 в г. Алексин Тульской обл. ответа не получено.
   7.Из средней школы № 12 г. Щёлково Московской обл.: "Но музей наш "Молодая гвардия" работает и живёт полнокровной жизнью вот уже 39 лет. Работа идет беспрерывная в плане патриотического воспитания, и школе это нужно. А формы работы всё время выискиваю новые". {11}
   8. Музей в школе-интернате № 49, который расположен в Стрельне, в Петродворце до сих пор работает так, что в Книге Отзывов появляются такие строки: "Спасибо, что Вы смогли в наше нелегкое время сохранить духовность, нравственность и интерес ребят к прошлому нашей Родины. Ст. вожатая школы № 542 Аржанукина" {12} .
   Но ответы на анкеты с мнением учеников о нужности музея и нравственных ориентиров школьников были присланы лишь из Сыктывкара и Ясенок. Думаю, что объяснение этому дала Дроздова Л. Ф., руководитель музея в Щёлково: "На Вашу просьбу провести анкетирование сразу отвечу, что сделать полностью не смогу и обнадёживать не стану. Все Ваши вопросы могли быть освещены в прошлом, так как в настоящее время работа в школе в таком плане не ведётся. {13}
   Но нельзя забывать, что каждая встреча в стенах музея, каждое прикосновение к истории - это связь времен, это ориентир на завтрашний день.
   
   

Дружинина Алёна,
   студентка 3 курса факультета истории и социальных наук
   Ленинградского Государственного областного
   Университета им. А.С. Пушкина.


   


{1} - Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. - 1999. - 12 декабря

Вeрнуться

{2} - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" // Народное образование. - 2001. - № 7. С. 247.

Вeрнуться

{3} - Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3. С.

Вeрнуться

{4} - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" // Народное образование. - 2001. - № 7. С. 250.

Вeрнуться

{5} - Из журнала регистрации школьных музеев в Краснодонском Государственном музее.

Вeрнуться

{6} - Из письма Иванцовой О. И. Арутюнянц А. П. (жене Георгия Артюнянца) от 10 апреля 1983 года.

Вeрнуться

{7} - Из письма Фёдорова А. А. автору от 22.марта 2002. С.19.

Вeрнуться

{8} - Краснопёрова Н. Память жива - и это главное // Красное Прикамье. - 2001. - 18 декабря. Газета города Сарапула и Сарапульского района.

Вeрнуться

{9} - Письмо Коряковой А. Е. автору от 06. 12. 00.

Вeрнуться

{10} - Письмо Ахановой А. от 20 марта 2002 г.

Вeрнуться

{11} - Из письма Дроздовой Л. Ф. Автору от 2 апреля 2002 г. С. 1

Вeрнуться

{12} - Из Книги Отзывов музея "Молодая гвардия" школы- интерната № 49 г. Стрельны. С. 152.

Вeрнуться

{13} - Из письма Дроздовой Л. Ф. Автору от 2 апреля 2002 г. С. 1

Вeрнуться


   
   


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.